Русский издатель

Виктор Один
РУССКИЙ ИЗДАТЕЛЬ

Русский издатель. Кто он такой? Бытует мнение, что это очень обеспеченный человек, решивший зарабатывать деньги на литературе.  Во многом это так, но не каждый издатель – русский.
Это обыкновенный, простой человек, выходец из глубинки, провинции, из какого-нибудь там городишечко Пестово Новгородской губернии или из такого же - Опочка Псковской области. Этот обыкновенный, простой человек вырос в глубинке. Он с детства влюбленный в хорошую художественную литературу. Он воспитанный на произведениях классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бунина, Тургенева, Чехова. Он сам что-то пишет.
Классиками богата земля русская! И наш обыкновенный, простой человек знает толк в художественной литературе, у него есть чутье на замечательные произведения русской литературы, у него есть чутье на талантливейших, гениальных авторов, и он видит – что они есть, есть они в современной художественной литературе, но почему-то… в силу дискультурных обстоятельств современности – их почти не издают. Издают кого угодно – у кого есть деньги или имя, вот хоть американская певица Мадонна написала сказку, и эту сказку тут же издали тысячи издательств миллионными тиражами, пошли продажи, миллионные прибыли, хотя гениальность сказки остается под сомнением. Вот издают ширпотребную литературу – детективы, боевики, розовые романчики, в надежде получить от них прибыль, и ведь получают… потому что издают большими тиражами и - известные, так называемые «раскрученные» имена (раскрутили их, понимаете, как веревкой над головой некоторые предметы - груши или барабаны…), хотя наш умный читатель уже «наелся» всей этой бестолковщиной - псевдо-литературой, ибо не отражает она реальной жизни, а ведет только в заглумление… Но, идем дальше. Издают тех, у кого есть связи, так называемая «мохнатая лапа». Лапа эта что-то греет… Греет и издателя, греет и самого автора. «Василий Васильевич! – говорит Петр Сергеевич, – Пригрей ты хорошего человечка в своем издании! Талантливый. Умный. А я тебе помогу…». Ну, тут у кого какие возможности – тот тем и помогает.
Однако обыкновенный русский человек не видит в этом потоке издающихся по-настоящему талантливых имен. Еще он знает, что гении русские чаще живут в глубинке, в провинции, в какой-то там тьмутаракани, и нет у них ни связей, ни денег, ни раскрученных имен. Зато есть у них талант, а если гений – так талант ограненный, подобный бриллианту, сияет изысканно самобытным, авторским стилем душе родное. Но крайне редко встречаются такие авторы в изданиях. Обитают они чаще где-то на свалках литературы в Интернете, где теряются под толщами окололитературного мусора, а то и вовсе пишут в стол, так как нет у них ни компьютера, ни Интернета.
Такая ситуация не устраивает русского человека, влюбленного в литературу, пробивного и мечтающего, горящего что-то сделать доброе в этом мире, не для себя, но опять же для Её Величества Литературы. И тогда он стойко решает стать издателем. Он собирает последние деньги, собирает понравившихся ему авторов (которых он нашел хотя бы в Интернете) и начинает издавать новый литературный журнал. И здесь ни кому в голову не приходит, что издатель этот - обыкновенный русский человек - не имеет собственного жилья, так уж сложилась судьба, ютится в чужой снимаемой им квартире, вместе со своей семьей – маленьким ребенком и женой, и большие деньги, заработанные где только возможно, но честным, трудовым путем – тратит не на жену и ребенка, не на себя, хотя изредка делает семье подарки, не на строительство собственного домика, хотя такие планы есть, не на кредит за автомобиль, - как честный человек он всё же платит за кредит в срок и положенные суммы, - ведь без автомобиля вообще невозможна его деятельность - много разъездов, много работы, - так тратит он суммы на издание журнала в надежде воскресить доброе имя Современной Отечественной Литературы. Так он становится Издателем.
Он находит поддержку в литературных кругах. Его поддерживает местное отделение Союза Писателей. И, о радость! Первый номер журнала выходит в свет! Издатель понимает, что его журнал – это еще ребенок, малыш, что его предстоит воспитывать, растить, не исключены и ошибки, в том числе и в оформлении, и в наборе, и в корректуре. Но это уже профессиональные штучки… и постепенно наш издатель становится профессионалом. Готовится к выходу в свет новый номер журнала. Он становится лучше. В номере публикуются замечательнейшие авторы русской провинции, одухотворенные, талантливые, каких не встретишь в иных постных или скучных изданиях. Всё было бы хорошо… Но вопрос второй – реализация, распространение журнала… Без массового читателя журналу трудно так же, как без издателя трудно автору. Публикуемые авторы – молодцы, заказывают по несколько экземпляров номера, несмотря на то, что есть авторские бесплатные экземпляры, и они правильно делают – дарят журнал, где опубликованы, друзьям, родственникам, умножая тем самым число читателей, оказывая незаменимую добрую службу и себе, и журналу, и издателю - помогают распространить журнал и возместить хотя бы крохи вместо затраченных хлебов. И таким образом реализуется, распространяется одна десятая часть  тиража журнала. А что делать с девятью десятыми, с большей частью?
Издатель идет в книжные магазины заключать договор. И, о ужас! Книжные магазины отказывают издателю в реализации журнала. Мы не берем журналы, - говорят они, - Идите в «Роспечать». И издатель идет в «Роспечать», но и в «Роспечати» получает отказ. «У нас ходовой товар! - говорит директор сети ларьков, морщась, смотря на художественное издание, – Зажигалки, газеты «из рук в руки», «теленедели» и «телесемь», еще китайские брелки, авторучки, скотч,  переводки, наклейки, ножички…». Но издатель заблаговременно распечатал цветные полоски, рекламки литературного журнала – узенькие, размером с два спичечных коробка, с фотографиями номеров и небольшим рекламным текстом. «А вы повесьте вот эти рекламки на витрину, на уровне глаз покупателя, они маленькие, места на стекле вполне хватит, подойдет покупатель – увидит, заинтересуется, купит». Директор сети ларьков, по-прежнему морщась, смотрит то на журнал, то на свои витрины, где красуются отрядами китайские феноловые куколки, брелки, зажигалки, экс-порно-газеты… «Нет!» - твердо говорит он. – Не возьмем!». «Вот это РОСПЕЧАТЬ!» - восклицает издатель и уходит. Он идет дальше, и – радость! Центральный книжный магазин областного центра дает добро! Милые, добрые, умные женщины, которым не безразлично состояние русской культуры, принимают на реализацию несколько десятков экземпляров журнала. В конце концов - еще одна десятая часть тиража реализовывается, журнал находит своего читателя. Но что делать дальше?
Издатель с журналом едет по библиотекам… Библиотеки! Нищие библиотеки современной России!.. Бедные, забытые… забитые… Часто там работают уже не те люди – Библиотекари (с большой буквы) – а просто женщины, без интереса к книгам и литературе вообще, тем более к тому, что там написали местные «писашки»… Поднимая усталый взгляд, сквозь очки, смотрит этакая тётя-библиотекарь на издателя. «Это не к нам…» - говорит она…
Издатель не стоит на месте. Он намечает поездки по литературным объединениям области. А сколько их! в каждом городке есть свое литобъединение. Вот, пожалуй, куда можно направить  журналы, где найдут они своего читателя… Однако затея эта откладывается и откладывается. У издателя не хватает времени на поездки, всё время приходится тратить на заработок денег, чтобы выжить и жить достойно, чтобы опять же издать журнал, так как понимает, что поездки займут много времени, а дохода будет – мизер…
Но вот на кону – новый номер журнала. Издатель тщательно отбирает материал. Сам делает макет журнала для верстки в типографии, ищет финансовую помощь у друзей, знакомых, так как своих средств недостаточно, он сам живет, едва сводя концы с концами… Десять обеспеченных знакомых отказывают. «Я даже своему отцу не помогаю!» - чванливо заявляет один предприниматель, поглаживая свой распухший от сырокопченых колбас живот.
Но вот чудо! Директор одной крупной компании соглашается и даёт издателю часть денег на издание нового номера.
И вот новый номер выходит в свет.
И опять – те же проблемы… реализация… распространение…
Кое-что издатель умудряется распространить через свой сайт, сайт журнала, и опять по новому кругу!..
Тем временем на первый номер журнала приходит отзыв самой ПАНИ (Петровской академии наук, бывшей РАН) – одобрение, пожелание успехов, удач в этом нелегком, но нужном российской культуре деле! В новый номер журнала попадают выдающиеся авторы, заслуженные, признанные – лауреаты различных литературных премий и конкурсов, награжденные золотыми медалями за вклад в художественную литературу, члены СП, и простые но талантливейшие авторы.
Созревает новый номер журнала, добавляются новые рубрики, интересные… Но опять у издателя нет денег, он опять ходит, ищет спонсоров, так как сам не в состоянии уже оплатить тираж. И кругом одинаковые сытые лица, вдомек ли им, что от состояния культуры, которое формируется и чтением художественной литературы, зависит и их жизнь, и их судьба…
И здесь издателю приходит мысль – написать текст, призвать к совести всех читающих, опубликовать этот текст на всех литературных сайтах рунета, чтобы проснулась эта совесть, чтобы авторы не только требовали «Публикуй!», а и помогли в распространении, ибо все мы находимся в одной упряжке – авторы и издатели – и нечего автору садиться в эту тележку, чтобы издатель волок его к свету и славе, издателю самому тяжело, точно так же и нечего издателю забираться в тележку, чтобы волокли его авторы… как поступают многочисленные коммерческие издатели: «Хочешь публиковаться – плати деньги, тыща рэ за страницу...». Важно понять и автору (издатель уже понял), что в современной России культура поставлена в бескультурное положение, и необходимо, чтобы выйти из этого положения - объединить усилия и издателя, и автора. И авторам – насколько возможно – помогать издателю. По совести! Хорошее слово. А многие ведь его уже подзабыли…
 Итак… издатель пишет текст, размещает его на многих известных литературных сайтах… И… что дальше? Издатель спокойно выслушивает (вычитывает) унижения. Некий «Попрыгунчик Клю-клю», какие только «псевдонимы» не встретишь на литсайтах! – в рецензии к тексту обзывает издателя «лохом, недотепой», даже не поняв, чей текст читает… Другие подозревают в мошенничестве, - полное недоверие (конечно, уже наелись!...), некоторые, высокомерно считая себя «звездами всекосмической литературы», смотрят презрительно. «А хто ты сам?» - глядя свысока, вероятно из окон какой-либо многоэтажки, задают они издателю вопрос и тут же сами отвечают: - «Сам ты бескультурщина бесталантная! А вот мы… - знатоки!.. Звезды!.. Шедевры!.. Гении!..». И забывают то многоуважаемые «звезды и гении», что авторы публикующиеся у нашего издателя – далеко не простые люди. Но издатель смотрит далее… И вот уже видит, что текст удален неким модератором с одного известного сайта за рекламу…
Каков же итог? Издатель подсчитывает количество читателей, прочитавших текст, видит это число приблизительно равное сотни…. Из ста читателей – только один - умный, вдумчивый, неравнодушный человек заказывает на сайте журнала два номера. Но издатель и этому рад. Он идет на почту, покупает конверт и высылает наложным платежом журнал…
Спасибо Вам, добрый Читатель! - говорит он.
И такова ситуация во всех литерурных журналах России. Мы разучились читать. Разучились выписывать журналы, ждать их (на то есть объективные причины)... И часто только требуем, ничего не давая взамен...

"Что читать, где публиковаться" удаленное с сайта "..ру" находится здесь:
http://wiking-litera.ucoz.ru/forum/5-31-1