Страшная моссть

Александр Победимский
Страшная «моссть» или или за что хотят «замосстить»   
                «Мариинку»               

(по поводу статьи И,. Подшивалова «Страсти по Моссу. Что творится вокруг проекта реконструкции здания Мариинки?» Лит. газ. №5, 2002г.)

Итак, с точки зрения И.Подшивалова, Россия – архитектурная провинция. Итальянцы, дескать, нам построили Кремль, Зимний дворец, Смольный собор и пр., а «обрусевший» Кварнеги «выводил изысканные линии своих строгих дворцов». Достаточно, надеюсь, изысканные для «архитектурной провинции».
«К концу 19 века, - пишет Подшивалов, - многочисленные Штакеншнейдеры, Бенуа и Шехтели безжалостно сдирали наимоднейший парижский арт-нуво, слегка переделав его в северный петербургский модерн». Не вдаваясь в причины «уважительно» - множительного «Штакеншнейдеры, Бенуа и Шехтели», замечу, что  Штакеншнейдер - соавтор Исаакиевского собора, автор Мариинского, Николаевского, многих великокняжеских и императорских дворцов. Заслуженный товарищ. Однако творил он не в конце 19 века, а в первой его половине. О модерне он - ни сном, ни духом.
Российские архитекторы не обворовывали парижский «арт-нуво» ради «северного петербургского модерна». В то время стиль модерн в России и ар-нуво во Франции (в Германии и других странах назывался по-разному) волной прошелся практически одновременно по всей Европе и США, почти не затронув консервативные столицы, в том числе Париж и Санкт-Петербург. Так что, из вышеупомянутых, только Шехтель «баловался» в архитектуре модерном, да и то, главным образом, в Москве и в связях с  «северным петербургским модерном» не замечен. Такая вот, неувязочка.
И.П. имеет право считать, что «лишь однажды мы были впереди всех» (надо понимать с приходом большевиков) и считать Весниных и Щусева «самыми передовыми зодчими планеты».
Веснины - Днепрогэс, Шатурская электростанция, планировка г. Кузнецк, конюшни ипподрома в Москве, ДК ЗиСа, Краснопресненский универмаг и несколько химзаводов. Щусев - Казанский вокзал, который, не случись революция, был бы куда интереснее (особенно интерьер), мавзолей, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая», театр оперы и балета в Ташкенте, административное здание на площади Дзержинского.
И, наконец, с точки зрения И.П. «мастера Великого Стиля» - Буров (жилой дом на ул. Горького и крупноблочные дома), Власов (очень удачный Крымский мост и здание ВЦСПС на Калужском шоссе).
Пару слов о «Великом Стилисте» Посохине:
-  Большой  Кремлевский дворец, которому,  окажись подальше от Кремля – цены бы  не было (а может,  и была - какая никакая).
-   МГУ на Ленинских горах. Прекрасен. И хорошо, что не в Кремле.
-  Калининский проспект и СЭВ. Архитектурная чума, разразившаяся в самой прекрасной части старой Москвы.
Еще один «Великий Стилист» - Чечулин. Ради  гостиницы «Россия» - белого чемодана между Василием Блаженным и ГУМом, убито Зарядье и снесена стена Китай-города.
         С точки зрения И.П. это были последние архитекторы в России. Нынешние - способны только на бессмысленные согласования, пластиковые киоски, да на особняки для не имеющих вкуса миллионеров.
Что касается согласований, то хотят этого архитекторы или нет, они должны пройти через это чистилище, чего не избежали даже «Великие Стилисты». Иначе, не дай Бог, все провалится, обрушится, сгорит или еще что-нибудь неладное приключится. Ну, а согласование с главным художником района или города, дабы вписалось в округу, ( судя по изуродованному большевиками историческому центру Москвы) - редко кому в голову приходило. Глядя на  возрождающуюся Москву, убеждаешься, что они, архитекторы,  кое-что могут.
Вот только интересно, какого ляда, еще недавно, газетчики с кем только не согласовывали каждое слово. А результат? Читать можно и нужно было только несколько толстых журналов да «Литературку». Остальные, если доводилось покупать, быстро сворачивались (как бы чего на глаза не попалось) и оставлялся только кроссворд.
Короче, И.П. считает, что оставшиеся без «Великих Стилистов» архитекторы выродились, потеряли вкус и многое другое, так необходимое зодчим.
Дальше - очень интересно и очень важно.
«К власти в России пришел человек, выросший в одном из самых прекрасных городов мира - Ленинграде - Петербурге. Когда ты ежедневно бегаешь в школу не мимо сгнившего коровника, а среди безупречных по пропорциям строениям в городе, где еще не остыли следы Блока и Гумилева, то трудно быть невежей, а человек со вкусом, всегда поймет другого человека со вкусом. Другой человек со вкусом - это Валерий Гергиев, главный дирижер и художественный руководитель Мариинского театра». (Подчеркнуто А.П.) Петербургские архитекторы, очевидно, бегали «мимо сгнившего коровника» и выросли людьми без вкуса
  Появился еще один персонаж. О нем не говорится, что у него есть вкус. Только то, что он известнейший американский архитектор Эрик Мосс, классик деконструкции (это как - с отбойным молотком или с гексогеном?). Настораживает то, что он не питерец - а вдруг у него нет вкуса? Американцы готовы не только к реконструкции театра, но и возведению нового здания, а вернее «современного освоения территории острова «Новая Голландия», что совсем рядом с Мариинским театром». Довод в пользу американцев - быстро построят.
Проект выглядит так: на фоне огромной доски почета, которой хватило бы на  ударников труда всего бывшего социалистического лагеря, два огромных бесформенных куска делают себе подобный третий кусок.
Смотрю на фотографию «Мариинка сегодня» и молю Бога, что бы реконструировали театр без этих патологических изысков. Если очень уж неймется - постройте на окраине, поближе к Финскому заливу. Еще лучше - подальше в залив и поглубже.
Питеру здорово повезло в том, что сразу после революции большевистское правительство перебралось в Москву, сделав ее столицей, что сохранило его от безумного вандализма. Не случись этого, его стали бы перекраивать на свой лад «самые передовые зодчие планеты» и «Великие Стилисты». Власова заставили бы переиначивать мосты. Буров, расширив Невский, строил бы на нем крупноблочные дома. Но это ненадолго, поскольку подошло бы время Посохина, который: Невский превратит в Калининский, построит Большой Зимний дворец, снеся мешающую ему часть того старого, с его точки зрения -  небольшого. (Щусевский мавзолей уже стоял бы где-то неподалеку).
А поскольку они тогда еще были Архитекторами, Зодчими со вкусом, они бы почувствовали, что здесь что-то лишнее. Про Петра забыли. Не вписывается в Калининский, бывший Невский. Переплавить жалко. Хорошая вещица. А по сему - надеть ему очки и поставить перед Оптическим заводом. Все, оставшиеся чудом лепнины, доляпать социалистической символикой. Атлантов окажется пятнадцать и стоять будут в национальных одеждах народов СССР, склонив головы в папахах, тюбетейках и т.д. Теперь, можно приглашать любых деконструкторов. Никаких денег не жалко. Если они, конечно, есть.
Что касается Питера в том виде, в каком он пока ещё существует, то Карфаген не должен быть разрушен.
Валерий Гергиев -- полновластный хозяин театра, но что касается внешнего облика одного из красивейших в мире театра и всего того, что к нему прилегает - это епархия архитекторов, какими бы они не представлялись в воображении И. Подшивалова. 
А пока он пишет: «Один гений заказывает другому гению. Хочется спросить, а вы то тут причём, господа хорошие?!».
Да как причём? Живём мы тут. В России.    

2002г.

        P.S.  В «АиФ» N 27, 2003 помещена фотография «НОВОЕ ЛИЦО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» и короткий сопроводительный текст: « В конкурсе на создание проекта нового здания Мариинского театра, победил французский архитектор Даниэль Перро. Он предложил театру несколько неправильной формы блоков из черного мрамора, в золотистой оболочке…». Тогда уж лучше – Мосс. Но, победителя не судят. Тем более, если что-то там – « в золотистой оболочке».   

2003г.

P.P.S.  В центре Питера решено построить небоскреб. Видать, все-таки, пришли те, что «мимо коровников бегали».

2006г.