Размышлизмы об искусстве

Андрей Шестаков Наум
Очень забавно иногда искать некоторые определения в Интернете. Например, на сайте Российской академии художеств нет определения «Искусство». Не говоря уж о термине «формальное искусство». Интересно, какими художествами они там занимаются?

                ***

«Искусство – это обман»: услышал я недавно от одного из артистов.  Наверное, это ключевое определение. Артист этот был кукольником. И он продолжил: «Сказка сама по себе нереальна. Реальны мысли в ней присутствующие».

                ***

Сейчас нельзя уже просто «намазать» картину в стиле «старых мастеров». Нет, в салонах и на уличных распродажах подобные работы расходятся на ура. Но! Не тот уровень! Мы же с вами это понимаем (заговорщическим шёпотом). Поэтому основная тенденция сейчас такова. Рисовать ты можешь, что попало, как попало и на чём попало. Главное, чтобы хоть где то, хотя бы на одной из твоих, так называемых, картин, мелькнул прописанный, прорисованный до мелочей фрагмент. Это паспорт художника. Вы видели? Видели?! Он художник! Он рисовать умеет!!!

                ***

Бойс сказал: «Любая манифестация человека есть искусство». По моему, абсолютно исчерпывающе.

                ***

Как для икон есть понятие «намоленности», так и за известными произведениями искусства тянется «аура» общественного вкуса. Который, при всей его авторитарности, вовсе не является объективным критерием.

                ***

Искусство – любое персонифицированное изменение реальности. Хотелось бы сказать – конструктивное изменение реальности. С сугубо положительным знаком. Однако честность принуждает сказать: « С любым знаком». И искусство палача имеет право на существование. И искусство войны. Слышу: «Не имеет»! Однако, это не мешает ему существовать. Определение это (в отличие от объекта или субъекта которого оно определяет) объективно, и, стало быть, стоит вне вкуса и вне морали.

                ***

Глупость и Склероз – главные спасители Искусства! Ибо творимое, в большинстве своём, неотделимо от тех, для кого творят. Это и есть камень преткновения всех споров о том - нужен художнику зритель или не нужен? Нужен – говорю определённо. Не нужен – творцу. Ибо, творец сам создаёт нового зрителя. Зритель «старый» - нужен художнику, ибо говорят они на одном языке. И величина таланта тут не играет роли, и величина ума. Вернее играет, но в нисходящей пропорции. Чем более скудоумен художник, тем более широкий будет у него круг потребителей. Почитателей. Поглотителей удобоваримых эмоций. Простых. Простейших.
А, что же - Склероз? Поголовная способность забывать предыдущие глупости позволяет тиражировать их вечно. Без риска надоесть.

                ***

Почему первыми не обязательно становятся лучшие? Как вообще становятся первыми? Разгадку можно разглядеть во  фразе: «Свято место пусто не бывает». То есть, не человек выбирает место, но место – человека. Кто-то должен это место занять, коль уж оно есть. Есть такая структура хаотического лабиринта, в который запускают крыс. Коль есть выход, какая ни будь крыса, всё равно его найдёт. Просто потому, что этот выход (место) есть. Случайно – в подавляющем количестве случаев.

                ***

Я забыл объяснить разницу между художником и творцом? А нужно? Хорошо. Пока скажу так: художник обязан уметь рисовать, а творец – не обязан. Художник – рука, творец – мысль.

                ***

Человек не равен другому человеку. Никогда. Во - первых. Во - вторых, человек – социальное животное. Иерархическое. Есть множество других социальных существ. Строго говоря, все существа социальны. Но социальная организация некоторых из них более наглядна для человека. Те же муравьи. Есть рабочие, есть воины, есть надсмотрщики и так далее. Или пчёлы. То же самое разделение. И есть трутни. Странный класс. На первый взгляд, не вписывающийся в социальный порядок. У людей роль трутней выполняют художники всякого рода. Человек, в отличие от тех же муравьёв, ещё и существо эмоциональное. Человек – потребитель эмоций. Отключите человека от эмоций, и он погибнет. Научный факт. И вот тут-то пригождаются трутни-художники. Нет, они не самоценны. Они не велики своими «гениальными» произведениями. Они просто дают возможность испытать эмоции другим. Жизнь банальна, прагматична и скучна. Принёс – унёс, отдал – взял, пришёл – ушёл, сделал – получил. Ни воинам, ни работникам, ни надсмотрщикам некогда получать эмоции. И негде их получать. Они заняты выполнением своих запрограммированных действий. Художник же – профессиональный производитель и транслятор эмоций. В этом его предназначение – снабжать эмоциями других. А как же гениальные произведения искусства? Как же гении? Где Высокое искусство и Искусство для Искусства? Спокойно! Всё на месте, все при деле. Гении, это художники для художников. Высокое искусство -  это маточное молоко, которым гении подпитывают фантазию менее одарённых коллег по цеху.


                ***
               
Самые бессмертные произведения должны делаться из песка и льда.


                ***

Там где есть плата, нет настоящего искусства.

                ***


И ещё раз, защитникам классики: - А вы точно знаете, что такое искусство?

                ***

Вы настолько самонадеянны, думая, что можете видеть на 360 градусов? Нет? Так отчего же вы так панически боитесь критики? Только критика даст вам возможность увидеть себя с необыкновенной точки зрения.

                ***

У Бердслея самое поразительное не его безупречная линия, а соотношение черного и белого. Божественное чувство меры.

                ***


Кто он - Обри? Талантливый график, или гениальный порнограф?

                ***

Но первый из порнографов – Курбе. «Начало мира» - холст, масло, золотой багет. Великолепная техника живописи. Реализм. Отдельный зал. Все  формальные признаки произведения искусства налицо. И при этом – самая махровая порнуха.

                ***

«Начало мира» - лакмусовая бумажка для любителей классического искусства.

                ***

Одно из самых нелюбимых мною выражений лица, это вдохновенно-лживые физиономии зрителей на вернисажах современного искусства. Изредка только мелькнёт в толпе простодушно-растерянный взгляд случайно забредшего провинциала. И опять всё тонет в патоке всеобщей «духовитости».

                ***