Про волков

Всеволод Новопашин
     Волки в стае опасны, их столетиями убивали и преследовали люди. Особенно опасны волки для одного человека. Если люди в лесу вдвоём, втроем или больше, волки никогда на них не нападают без причины.

    Собака произошла от волка, дети всегда играли с волчатами, добытыми из разорённых волчьих логов, так постепенно и приручали их и портили, получались собаки. Собаки есть такие, которые ориентированы на уничтожение человека, они намного более опасны, чем волки. Смеси волков с собаками дают очень сильных, но, опять же, трусливых зверей, толку от этого нет, я когда - то возражал против смешения, правда, я думал, что это будет что-то опасное. Судя по имеющимся фактам, такие опыты делались, но только в десятых поколениях эти смеси становились пригодными для нападения на человека, а тогда уже у них терялась волчья сила и сноровка - они становились просто собаками.
Бойцовых собак и собак, не имеющих страха, выращивают таким образом, чтобы они нападали на человека или на животных, то есть, генетически страх у таких собак отсутствует, выборочно, перед другими собаками, животными или перед человеком, вместо страха появляется азарт. Но у собак появляется такое качество, как преданность человеку, а волки не преданы человеку, лишь могут видеть в нём либо вожака, либо слабое и беззащитное создание. Даже никому не нужные дворняги, которые намного умнее породистых собак в силу неповторяемостей в цепочках своих генов, стараются быть преданными и полезными хоть какому-нибудь, но человеку.

    Судьба выращенных в неволе диких животных, и волков в частности, трагична. У меня есть маленький рассказ про волчицу Гутту. В самом конце, Гутту перевезли в заповедник "Столбы" в Красноярске, она сбежала, попала в капкан и отгрызла себе лапу, стала там волчицей с ограниченными возможностями.

   У нас жил волк Тайпан(чик), у него был паралич задних конечностей - его переехала машина, когда его приручали люди. Он у нас поправился, его забрали на Новосибирское телевидение, обещали не убивать, говорили, что он будет артистом.

   Моя жена Надя, специалист-кинолог, принесла тогда из зоопарка ещё волчат, у них тоже что-то было не в порядке, но их загрызла овчарка Вета.

   Когда мы жили на квартире, в частном доме, Гутта ночевала с соседской собакой в будке, у них была лошадь, которая постоянно храпела от запаха волка. Даже когда у собаки родились щенки, Гутта ходила к ним ухаживать за щенками. Никто не мог поверить, что волчица и собака были подружками, даже если видели их в одной собачьей будке. Другая соседская собака как-то раз напала на меня на улице, Гутта была отвязана, бежала рядом, вступилась за меня, и, несмотря на то, что эта собака была раза в три больше Гутты, хоть эта собака и буквально размазала Гутту с кровью по снегу, Гутте удалось проткнуть клыком вражеское горло, а сама она чудом осталась жива.

   Когда мы сменили дом, - этот дом был на самой окраине Новосибирска, на конце посёлка Плановый, мы переехали на сады. Там я сделал вольер, и собаки жили с волками вместе. Волки очень высоко прыгают, и Гутта, о ужас, с цепью, убежала. Рядом держали гусей, я побежал туда, но Гутту в конце концов я нашёл на старой квартире, - волки живут на своём родном месте.

   Меня много раз пытались покусать собаки, свои и чужие, и прибившиеся, но никогда не было случаев нападения со стороны волков. Хотя они страшно рычали, когда у них я что-то забирал. Волк уважает и чужую собственность.

   "Волк не может нарушить традиций" - так пел про волков  В. С. Высоцкий.

    Прирученные волки ласковы к человеку и удивительно сентиментальны, любят играть в прятки, причем они умудряются делать так, что их не видишь даже в поле, потом вдруг они появляются, гарцуют боком и галопом, закидывают передние лапы, выражая своё крайне положительное расположение. В лесу прирученные волки показывают всю живность.

   Любопытство волков находится в гармонии со страхом. У молодых волков любопытства больше, старые волки более консервативны. Помнится, когда волчица первый раз увидела подводу с лошадью, ей было страшно интересно. Видно было, что её хотелось посмотреть на это чудо, как, казалось бы, на что-то невозможое, но страх оказался, всё же, выше - и она, в конце концов, спряталась в складках местности.

   Волк объективен. Если человек ему нравится, он начинает  "подхалимажничать", но если нет, то может зарычать, даже если это - свой, поэтому волки совершенно не годятся для ЗКС - защитно - караульной службы. 

   Волку нужна осведомлённость. В поле он делает высокие прыжки, при этом крутит почти вокруг головой - некоторые говорят, что у волка плохо подвижна шея, - это зря, волк при беге может оглядываться назад.

   Скорость бега у волка невысокая, даже по ровному полю,  поэтому он не может догнать практически никого из здоровых животных, даже маленькие зачата уже могут удирать от волков. Волки любят мышковать, мыши - это их основной зимний "корм".
 
   Волки очень любят петь, особенно хором, маленькие волчата при этом не то подскуливают, не то -подтявкивают. Если с ними начинаешь петь, они с удовольствием "подпевают", но только - вечером или ночью, днём мне ни разу не удалось "раскрутить" волков на пение. А вот собаки "подпевать" могут в любое время.

   Про волков очень мало написано правды. Вот одна из очень интересных книг, Ф.Моуэтт,
"Не кричи - волки!" ("Dont cry - wolves!").