Кропани

Валерий Ланин
Морозяки были в войну невозможные.
Тоня-квартирантка  пришла:"Коло угла девчонка стоит, замерзает".
- Что ты её не завела?
- Ну, буду всяких подбирать.
"Всяких", а сама живёт у меня, ничего. А кто она мне. Не родня, никто...

Оград не было, дома и всё. Ограды разломаны. Сожгли. Стоит там, от кухни, боится ночью идти, стала и спит, уже окоченела, ноги не гнутся, голые, юбчошка на ней.
- Бери её под руку.
Повели с Тоней, у неё ноги не идут... Заволокли на печку, захрапела. Слава Богу, живая. Проснулась, где я? Ты на печке. Есть хочешь? Она заплакала.
Целую неделю я её не отпускала домой.
- Тётечка, пойду, милая. Отец раненый ждёт.
Юбчонка на ней, кофтёнка. Пошла продукты отцу добывать, за кофту ведро картошки, за юбку - хлеба.
- Как бы ты без юбки в город шла?

Только проводила, заходит мальчишка лет двенадцати. Зашёл, помолился Богу.
- Что, мальчик, тебе надо?
- Да я тятькины ботинки пришёл променять.
- А где они у тебя?
- Да там, в мешке, на санках.
Наречие мне знакомое. С моей деревни оказался. Послали менять ботинки тятькины. Ваня Гаврилин. Со Строева. С родины с моей.
Лезь на печку. Разувайся. Ни варежек, ни одежонки. Вот твои ботинки, на голбчике стоят. А он ещё следит, куда я их поставила. Отогревайся, потом накормлю. Он как уставил шарёшки на меня. Залез на печку, да как он спал, даже слюнка изо рта. Проснулся, поел.
- Теперь опять спи.
Вот он давай спать. День живёт, вот живёт два. Отъелся немного. Осмелел: "Тётечка, пойду поменяю... пройду по вашей-то тут... по деревне..."
- А сколько тебе велели наменять?
- Ведро картошки.
- Как бы ты ведро картошки пёр?
- На санках.
Это 70 километров прошёл, такие морозы, за ведром картошки. Шёл и никто не взял эти ботинки, вот куда завернулся, в Кропани.
Насыпала ведро, собрала ему всего, - хлеба, масла, сметанки, творогу и родным гостинцев дала. Ремком закрутила, к санкам привязала, его ремками всякими закутала, проводила за деревню.
- А ботинки вези, тятька сносит. Жаль, картошка замёрзнет.
- Да мы и морожену съедим.
- А это тебе на дорогу. Пойдёшь-пойдёшь, поешь, - и скажи, наказала, у кого ты был.

Вот являются ещё с нашей деревни, тоже менять пошли, на Кропаниху на соседку вышли. Та им: "Вот она доит, вон красный сарафан". Подходят ко мне. Говорю: "Отойдите". Галька не любила чужих, сразу заколет. Спрашиваю:
- Тётя Рая , ты откуда взялась?
- Мне тётя Ирина про тебя сказала.
Подоила Гальку, сразу блинов завела.
Тётя Рая: "Два блинка съем, больше не буду."
Вот с этой Раей я письмо написала своей сродной сестре, и  Луня мне пишет: "Дядя Лёша тебя маленькую признавал умницей, така ты и вышла".