Ифа единство многообразия

Винсент Вайт
В настоящее время среди последователей Ифа во всем мире оформилась нездоровая с позиции мистицизма тенденция к догматическому мышлению. Это мышление базируется на склонности людей строить выводы и судить о практических методах традиции йоруба с позиции познавших суть и истинный смысл Ифа. Например, человек или группа людей, знакомятся с описанным в каком – либо источнике методом проведения того или иного ритуала и начинают утверждать, что именно этот метод является общепринятым и повсеместно применяемым всеми жрецами традиции йоруба.

Аналогичная ситуация разворачивается и с вопросами по поводу методов обучения и способов проведения церемоний. Мнение, будто в Африке есть только правильный один – единственный метод использования оракула, пения инвокаций, принесения жертвы, проведения церемоний и инициаций, – большое заблуждение. Но главной ошибкой является утверждение о том, что истинный путь связи с Духом имеет определенные качества и в этих (исключительно этих) качествах является единственно возможным. Так вот, в Африке не может быть ОДНОГО ПУТИ, а также одного ПРАВИЛЬНОГО метода обучения. Мне известно множество вариантов dafa (процесс предсказания Ифа с использованием опеле – цепи и икин – священных орехов пальмы). Ни один из известных мне африканских методов работы с опеле не является более верным или более эффективным, так как каждый благословлен Ифа.

Следует заметить, что усвоение одной техники предсказания (например на опеле) и знание всех Оду Ифа не делает Аво полностью обученным в этом искусстве. Углубление и совершенствование мастерства происходит в течение всей жизни. Разрешение на работу с оракулом и проведение той или иной церемонии Аво получает от учителя вне зависимости от устоявшихся правил определенного Egbe (общины). Такой факт объясняется спецификой данной конкретной ситуации.

В Африке в каждом городе сосуществует большое количество различных общин или Egbe. Каждая община, однако, имеет уникальное происхождение и коллективную мудрость, передаваемую от поколения к поколению. Каждая община ответственна за сохранение традиции, собственной линии, а также всей информации и тайн Оду Ифа. Тексты Оду Ифа не статичны: если выявлены новые проблемы и их эффективные решения, основной текст стихов дополняется описанием этого опыта. Таким образом, каждая община имеет свой характерный инструментарий для решения конкретных проблем и ситуаций.

Африканская Ифа – это прежде всего гибкость и умение эффективно взаимодействовать с духом местности. Как известно, два нетождественных элемента, вступая в реакцию, всегда порождают нечто новое. Так Ифа появилась, например, на Кубе. И если вы следуете Ифа, адаптированной к определенной местности, вы получите инструкции и руководства, результативные и гармоничные с духом данной конкретной территории. Например, Бабалаво из Мексики не станет ждать доставки нужных ему трав из Африки, так как его собственная местность располагает своими травами и необходимыми для решения проблемы материалами. В поиске и определении эквивалентов он будет ведом Духом, и Ифа благословит его работу.

Как уже говорилось, африканская Ифа – это многообразие течений и направлений, в той или иной мере разнящихся по форме, но единых по сути. Каждая специфическая разновидность является ИСТИННОЙ, так как ею руководит Мудрость Ифа. Это правило также распространяется на все афро-карибские традиции, базирующиеся на духовном росте. Ифа говорит в Оду Eji Ogbe: «Однажды левый и правый берег реки начали спор, кто из них лучше и кто находится ближе к отцу Орунмила. Спорили они очень долго, пока Орунмила не сказал, что оба берега – левый и правый – неделимое целое. У них один отец и потому им должно всегда пребывать в единстве».

Ифа учит, что сила заключается в ЕДИНСТВЕ. Всякая борьба лишена смысла: один берег не может быть лучше другого, ведь это берега ОДНОЙ реки. Вернемся к вариативности почитания и работы с Ифа в Африке. Хотя первоначальным источником распространения Ифа – считается Иле Ифе, метод как таковой разнится от региона к региону. Так в городе Оде Ремо (час езды от Лагоса) женщины не проходят и никогда не проходили Ифа – инициацию. В соответствии с Egbe Ifa Ogunti Ode Remo женщина может получить IDE (браслет), символизирующий мистический брак с Ифа. В Иле Ифе и других городах после Ифа – инициации женщина становится Ийяонифа, однако такая инициация никогда не будет полной. Подобное положение вещей рождает горячие споры по поводу того, может ли женщина быть инициированной в Ифа. Ответ прост – все зависит от линии передачи, к которой принадлежит конкретная женщина. Если речь идет, например, о кубинской Сантерии или вышеупомянутой линии Оде Ремо, то женская Ифа-инициация невозможна.

Еще один интересный факт: в Африке женщинам иногда разрешается использовать опеле (цепь Ифа), но ни в одном регионе женщина не работает с икин. К слову, вопрос о женских практиках и инициациях в Ифа заслуживает рассмотрения в отдельном материале. В некоторых частях Африки инициации проводятся в лесу, в других же регионах – возле реки. Согласно одним линиям церемонии совершаются в строго определенное время, в системе же других течений и общин время на процесс инициаций особо не влияет. Tefa (Ифа – инициация) проводится 3, 7 или 14 дней в зависимости от законов данной линии передачи.

Какой метод будет правильным? Какой из них является истинным? Все они ПРАВИЛЬНЫ, так как ими руководит ОДНА сила – это Мудрость Ифа.