Заговорщик

Виктор Светозарский
Многие ли могут похвастать или просто сказать, что они в своей жизни принимали участие в заговоре, а может даже являлись самым "главным заговорщиком"? Мне была оказана такая "честь" нашим замполитом полка, который назначил меня "заговорщиком". У нас практически сразу сложились неприязненные отношения друг к другу. Он довольно молодой майор, уйгур (страшно не любивший ни китайцев, ни казахов), папа занимал весьма ответственный пост в ЦК Компартии Казахстана. Я - молодой лейтенант, выпускник Гореловского училища ПВО страны. Он - спец по проведению воспитательной работы с личным составом, о чём неоднократно подчёркивал при проведении занятий с замполитами батарей...

Новый год. Как и положено, я ответственный в казарме, развлекаю личный состав. В батарее более полутора сотен солдат и сержантов. При всём желании на всех не разорвёшься и контролем не охватишь. Праздник идёт своим чередом: выпивших нет, самовольщиков и дезертиров нет, худсамодеятельность в разгаре, как ко мне подходит дневальный и говорит, что меня срочно вызывает замполит полка. Иду в штаб, захожу в его кабинет, а там уже мой сержант и курсант стоят.

- Товарищ лейтенант, Вы знаете, что вот этот сержант зверски избил вот этого курсанта?!
Стоит курсант, визуально, без следов жестого насилия, да и крепенький такой.
"Странно, - подумал я, - инцидент между ними был, я разбирался. Вроде всё мирно решили. Курсант послал сержанта далеко, а тот обиделся и ударил по лицу. Такая обоюдка получилась. Кто-то застучал. Что теперь? Будем посмотреть."
- Знаю, - отвечаю я. - Разбирался. Конфликт улажен, объяснительные у меня...
- Улажен?! - заорал замполит. - Он его избил, а ты "улажен"!!! Избивал?! - обратился он к сержанту.
- Никак нет! Один раз ударил несильно...
- Ах, ты ссука, недоносок!...

Далее замполит захлебнулся от избытка праведного гнева по отношению к сержанту и в благородном порыве неотвратимого наказания, хватает стул и замахивается им. Сержант чисто инстинктивно делает шаг в сторону и уходит из-под удара. В следующее мгновение стул опускается на голову бедного курсанта и разлетается на несколько частей. Хорошо, что мой боец в шапке был, но и она не спасла; ему "захорошело".

Перепуганный замполит смотрит то на меня, то на сержанта. Мы стоим с суровыми лицами, а улыба от уха до уха. Ну, не сдержаться было! А боец за голову держится и что-то причитает. Понять можно его состояние: привели к замполиту полка, чтобы наказать сержанта (против которого он ничего не имел) и на тебе; от замполита стулом по голове...

- Тов.курсант, - подхватился замполит к бойцу. - Вы же видели, что я не хотел Вас ударить, а хотел сержанта... Вы в порядке? Голова не болит?...
- Тов.майор, может я его в санчасть отведу с сержантом?...
- Зачем в санчасть? Он же в порядке! Вы в порядке, правда же?!
- Так точно! - подал голос боец.
- Тов.майор, разрешите обратиться? - я понимал, что язык мой - враг мой, но..
- Обращайтесь!
- Скажите, мне также можно проводить воспитательную работу, как и Вы...
- Что??!! Вон!!! Все вон!!!....

Это отступление к тому, что наш замполит был весьма вспыльчив, честолюбив, злопамятен и выпады в свой адрес не прощал никому.
Как же я стал "заговорщиком"? А было всё так....

В полку намечалось проведение отчётно-выборного партийного собрания, а это означало, что на таком важнейшем мероприятии обязательно будет представитель из политуправления округа. Естественно всё должно пройти без сучка и задоринки. Для этого отчётный доклад секретаря партбюро проверял замполит, секретарь парткома дивизии или кто-то из его аппарата...

Так вышло, что накануне этого действа в Алма-Ату с экскурсией прилетел мой отец и через своих знакомых вышел на командира полка с просьбой отпустить меня на пару дней для свидания. Командир был отличный человек. Несмотря на протесты замполита, он отпустил меня в город.

В гарнизон я вернулся в обед. Переоделся и прямиком в часть на собрание. Всё идёт своим чередом. Выступления в прениях правильные, много критики и самокритики. Представитель политуправы доволен, замполит сияет от счастья и умиления. И тут переходим к выдвижению кандидатур на должность секретаря партбюро полка (должность освобождённая.) Офицеры штаба, по указке замполита выдвигают кандидатуру действующего секретаря и сразу ставится вопрос о прекращении выдвижения кандидатур. Все "ЗА", т.к. уже довольно поздно. Перешли к закрытому голосованию. Пока идёт подсчёт - перекуриваем. Комиссия закончила работу и нас приглашают в зал. Вид у замполита, мама не горюй! Понимаем, что что-то пошло не так. Результат был ожидаем: прокатили коммунисты предложенную кандидатуру. Это ЧП на весь округ! Представитель политуправы сам в полной прострации. Можно было ожидать чего угодно, но не такого!

Замполит то грозит репрессиями, то уговаривает пересмотреть результаты голосования, а эти признать недействительными и переголосовать! ??!!.
- Иначе никто отсюда не выйдет!!!
Что-то в этом роде говорит и Представитель. Мы берём перерыв насчёт подумать. И я иду покурить, как в коридоре меня тормозит замполит и за собой в класс тащит. Там уже Представитель и командир полка. Только вошли в класс, как замполит накинулся на меня коршуном:
- Я знаю - это твоя работа!!! Это ты всех подговорил не голосовать за Изюмского!

Ногами топает, слюной брызжет, грозит вплоть до исключения из рядов КПСС и другими неприятными для меня последствиями. Разве только, что не бил. Знал, что это чревато для собственного здоровья. Я же стою весь в непонятках и думаю: когда успел? Вроде, как в Алма-Ате был, только что приехал... Наверное всех во время перерывов подговорил?! О, какой талант убеждения!...
Замполит и Представитель постращали, а командир ни слова! Молодец! А тут и народ с перекура в зал потянулся...

Было решено провести переголосование. Урну поставили на возвышение, а рядом с ней с двух сторон, как часовые на посту, встали Представитель и замполит, зорко следя за тем, чтобы никто не посмел вычеркнуть или дописать новую кандидатуру. Так секретарь был переизбран на второй срок...

Но я так и остался занозой в заднице замполита. То с проверкой нагрянет, придирки мелочные... Чувствую повод ищет, чтобы меня хорошенько приложить. И нашёл-таки!...

Начались боевые стрельбы с выездом на полигон, а не на директрису. Выезжали по два взвода, а три оставались в расположении. Командир батареи оставил меня за себя в казарме. Взвода стреляют, а тут возьми и случись очередной Пленум ЦК КПСС. Личному составу, который находился в казарме, я, как и положено, довёл эти самые материалы и никому не было дело проверить его на знание основных положений Пленума. Но, как только взвода вернулись с боевых стрельб, словно из-под земли вырос пропагандист полка и начал опрос вернувшихся курсантов по .... материалам Пленума. Результат был ожидаем: находясь на полигоне, ни они, ни офицеры не могли знать об этом, т.к. ни газет, ни радио там не было....

Утром следующего дня я стоял в кабинете замполита полка и слушал разнос в мою честь. Выпустив пар, он объявил мне выговор. Как я был наивен, думая, что этим всё и закончится. Нет. Через пару дней был приглашён на заседание партбюро, где было вынесено решение объявить мне "строгий выговор" без занесения в учётную карточку. Формулировка звучала так: "За несвоевременное доведение до личного состава материалов Пленума ЦК КПСС и упущения в политико-воспитательной работе."

Я же знал истинную причину и помню злорадную ухмылку замполита. Это была его месть за "мой заговор." Офицеры всегда говорили так: выговор не триппер - носить можно! По дисциплинарной или партийной линии, да и хер на всё это! Жизнь продолжается! Просто моё очередное звание "старший лейтенант" отодвинулось на год. В течении года я должен был смыть свой "позор" потом и кровью...

Вскоре замполит очно поступил в Военно-политическую академию им.Ленина. Слава тебе яйца! Все вздохнули с великим облегчением, тем более на его место пришёл замечательный офицер и человек подполковник Валиулин, за которого готовы были в огонь и в воду!