Предисловие

Владилен Николаев
               
 Когда – то А.М.Горький сказал, что любой грамотный человек может написать книгу,  точнее, одну книгу - о своей жизни. Эта книга будет интересна, так как судьба любого  человека - явление, с одной стороны, сугубо индивидуальное, неповторимое, зависящее от его способностей и силы характера, а с другой стороны, судьба любого человека  определяется эпохой, в которую он живёт. Но и судьба каждого человека отражает эпоху,  как капелька воды отражает окружающий мир. И потому рассказ о судьбе каждого человека  - это рассказ об эпохе и, конечно, о стране, в которой человеку довелось жить.
 Надеюсь, что и мои воспоминания могут быть кому – то интересны. Поначалу я хотел  написать о моих родителях, о моих дедушках и бабушках очень коротко - только то, что  знал и помнил о них в тот момент сам. Но очень скоро понял, что я знаю и помню очень  мало. Это и понятно. Мой отец погиб, когда мне было всего девять лет, а мама и мои  другие старшие родственники по причинам, понятным почти любому советскому человеку, не  любили разговаривать на некоторые, опасные на их взгляд, темы.

Сам я, к сожалению, слишком поздно стал интересоваться этими темами. Жизненный путь  моего отца стал мне по настоящему известен только из материалов, которые я получил в бывшем архиве ЦК КПСС (РГАСИ). Об обстоятельствах раскулачивания и последних годах  жизни моего деда по отцу я до сих пор ничего не знаю. О судьбе моего деда по маме,  бывшего дьякона сельской церкви, Ирина, моя дочь, совсем недавно узнала в Интернете. Он расстрелян на Бутовском полигоне в июле 1938 года. И никто из его детей и внуков с  правнуками до самого последнего времени не знал об этом. 

В государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) мне удалось познакомиться с его архивно – уголовным (расстрельным) делом. В судьбах моих дедов - раскулаченного (и  потому вскоре погибшего) зажиточного крестьянина Ивана Николаева и по надуманному обвинению осуждённого и расстрелянного бывшего дьякона сельской церкви, Владимира   Петропавловского - очень наглядно и очень жестоко отразилась советская эпоха нашей  страны. Той самой страны, за которую воевали сын Ивана Николаева, сын и два зятя  Владимира Петропавловского. Из четверых двое не вернулись с войны живыми.
Безвременная (в тридцать девять лет) гибель моего отца - главная боль всей моей жизни. Многие годы моим слабым утешением была мысль,что отец погиб за святое дело - за Родину.  Теперь у меня нет и этого утешения. И я уверен: отец в свои последние дни, отчётливо  понимая, что остаться живым на такой войне ему не удастся, единственным своим утешением считал гибель вблизи родных мест, гибель за свою малую Родину.

 Если враг напал, каждый мужчина обязан защищать свою землю. Это святая обязанность. И, действительно, фашистская Германия первой напала на СССР. Действительно, фашизм (расизм) - омерзительная идеология. Действительно, Гитлер - фанатик, стремившийся завоевать для  немцев «жизненное пространство на Востоке», объявивший славянские и другие народы СССР народами «второго сорта» и осуществлявший на оккупированных территориях политику в  полном соответствии с этими заявлениями.
 Действительно, Гитлер начал войну с целью подчинения всех европейских государств и овладения их экономическими ресурсами. Правительства всех цивилизованных стран, за  исключением стран – союзниц Германии, признали Гитлера агрессором. Всё это - правда. Но это - не вся правда. 

 Экономическому развитию и перевооружению Германии, проводившемуся вопреки условиям  Версальского договора, в двадцатые и последующие годы, вплоть до 22 июня 1941 года, всемерно и сознательно способствовало руководство СССР. Сталин видел в Гитлере невольного союзника, который войной с западно – европейскими странами может ослабить Западную Европу, и тем самым сделать возможным распространение коммунистической идеологии и коммунистического господства над всей Европой.
 Стремясь к утверждению этого господства, Сталин всемерно подталкивал Гитлера к войне  против Франции и Англии. Одновременно он готовился начать войну с Германией, когда она  ослабеет. Но просчитался в сроках её начала. Гитлер напал раньше.
 Наша страна потеряла в этой войне десятки миллионов своих граждан. Один из них - мой   отец. Эти десятки миллионов жизней были унесены войной, развязанной двумя властолюбцами во имя торжества двух различающихся идеологий. Их реализация на практике, в масштабе   государственном, показала, что обе идеологии - преступны. 

 Да,осуществлённый в государственном масштабе режим фашистской идеологии преступен своим отрицанием права на достойное существование (и даже на жизнь!) народов, признанных этим режимом народами низшего сорта. Но не менее преступен режим коммунистической идеологии, в соответствии с которой были уничтожены большие социальные группы граждан собственной  страны. Этот режим, после победы в гражданской войне в России, продолжил войну с собственным народом, изгнав из страны или физически уничтожив за время своего господства десятки миллионов своих сограждан - бывших дворян, бывших офицеров царской армии, представителей интеллигенции, духовенства, зажиточных крестьян и различных других «инакомыслящих». Среди уничтоженных - оба моих деда.

  Так я понимаю главное содержание той эпохи, в которой жили и умерли мои дедушки и  бабушки, выросли, жили и умерли мои родители, большой кусок и, надеюсь, конец которой застал я.               
 В этих воспоминаниях речь идёт о моих предках и старших родственниках. О моём детстве до войны, во время войны и после неё. О студенческих (1950 - 1955) годах в Москве, в   МГУ. О годах жизни и работы в Геленджике, в Южном отделении Института океанологии имени П.П.Ширшова АН СССР. О жизни и работе на дне моря в подводной лаборатории. О погружениях в подводном аппарате в Чёрном море, в Атлантическом океане и на шельфе Кубы. Об участии в океанологических экспедициях на судах АН СССР в различные районы Мирового океана.
 
 В 1994 году, когда стало ясно, что СССР развалился окончательно, а России как  государства ещё не было видно, когда стала стремительно разваливаться Академия наук, и моей зарплаты старшего научного сотрудника стало не хватать на то, чтобы прокормить семью, мне пришлось пойти в «челноки». Я стал возить из Стамбула и продавать в России  канцелярские товары. 
 «Челноками» в 90 – ые годы стали люди самых разных профессий - врачи,учителя, инженеры, научные работники, работники торговли и общественного питания и т.д. и  т.п. Среди них  был тогда очень распространённым такой вопрос: кем Вы были в прошлой жизни?

 В прошлую, очень интересную жизнь, я уже не вернулся. Во – первых, для науки я потерял слишком много лет, а во - вторых, и возвращаться уже некуда. В современной России нет океанологии с такими возможностями, какие имела эта наука, поддерживаемая ВМФ, в    советское время.
 Мир, в который я вошёл очень поздно, на 63 – ем году моей жизни, оказался очень   своеобразным. Здесь были свои преимущества, и свои недостатки, свои опасности, проблемы, риски, соблазны. Состоялись знакомства с людьми из незнакомых мне ранее сфер  деятельности, порой с людьми замечательными, а порой и с людьми, не имеющими даже   представления об элементарной человеческой порядочности. Последних ярко выявил российский дефолт 1998 – го года.