Змей Горыныч. Неизвестное об известном

Сергей Вершинин
Продолжая тему «Неизвестное об известным» повторюсь: сказка всегда иносказательна! Итак, Горыныч. Мне попадалось много версий  о нем. От былинных, до современных. Последние меня удивляют больше, хотя, пожалуй, ничего не меняется. Конечно, согласно новым реалиям, можно найти в Горыныче и инопланетян, не только динозавров, но не лучше ли немного подумать и хоть немного связать сказку с историей.

Ни для кого не секрет, что Уральские горы змеевидным хрипом проходят по территории Евразии от севера до юга, эти горы и делят ее на европейскую и азиатскую части. Во многих летописях уральская гряда именуется царством Золотого Полоза – Змея, это отражено и во множестве сказок, былин. На Урале в казачестве реку Яик именуют не иначе, как Якушка Горыныч. Есть много песен опять же связанных с Якушкой Горынычем. Кстати, еще в XVII столетии иностранцами в долине Яика отмечены нефтяные местонахождения и торфяники, которые очень часто горели. Вот вам и огнедышащий Змей, но уважительно Горыныч.

Теперь немного о головах Змея. Как я уже сказал: сказка иносказательна, к тому же в XIX столетии сильно пересмотрена в сторону христианства. Так вот, трехглавый, шестиглавый, девятиглавый и даже двенадцатиглавый, - можно сказать и Змей, но можно и сказать - собор! Сами можете прикинуть. Именно так распределены маковки в православных церквях, и чем собор значимей, то и глав у него больше, и для язычников – которыми опять же Урал славился почти до середины XVIII столетия, он сильней, страшней и т.д. 

Последнее уральское язычество в его чистом виде было изничтожено после  Пугачевского восстания, а староверчество - симбиоз язычества и православия и сегодня еще сильно на Урале всуе, т.е. дома - в быту.

Хотел бы обратить ваше внимание на Калинов мост, который почти всегда связан с Горынычем.   В.Я.Пропп в работе "Русская сказка" пишет: "Калиновый мост - всегдашняя деталь «волшебных сказок». Объяснить ее не берусь, скажу только, что река обычно представляет собой как бы границу между мирами".  Прямо река Стикс! Вместо Харона мост. Что это? Тяга перекроить собственную мифологию под древнегреческую? Но почему река Смородина, в названии четко прослеживается корень Род, Родина! Переход естественно есть, но вот откуда и куда? На мой взгляд, мост на реке Смородине означает переход из одной веры в другую, причем сказания принадлежат не православной вере, поскольку при детальном рассмотрении христианство в них скорее несет негатив, чем позитив.

Переделка «калиновый мост» прослеживается и в работах этнографов XIX века, но на самом деле он не калиновый мост, а Калин мост, с ударением на «А», под которым в некоторых былинах богатыри находят Змея Горыныча. Калин или КАИН? Если кто знаком с летописями без особого спора согласится, что с умыслом или без него, при переписке буква могла, как пропасть, так и прибавится. Каин убил родного брата – или по-другому предал все, чем жил ради власти. Язычники вполне могли называть христиан их же постулатами.

Почему у моста? Да, потому, что у мостов, переправ и перелазов ставили первые монастыри, беря на откуп право пошлины с проезжающих мимо. Традиция обосновывать религиозные центры на экономически выгодных местах старая как мир, еще в древнегреческой мифологии отмечено: Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол.

Ну, а дальше все просто: берется добрый символ старой веры и сказание тоже старое, а как мы уже поняли из выше сказанного: язычество на Урале вовсе не запредельное прошлое, и переиначивается. И уже богатырь борется не на мосту Каина с многоглавым собором взымавшим неправедную мзду (в былинах обычно это девушки, здесь можно говорить и о крепостничестве и о более раннем – рабстве, когда у князей язычник был товаром, девушку можно было оценивать, в том числе и как плату за проезд), а на Калин мосте.

Кстати, переделка могла возникнуть и в эпоху активной разработки татаро-монгольского ига уже в XIX столетии. В былинах уже нет Калина моста, есть калиновый мост, но зато есть Калин-царь! Почему-то - татарский царь! С ним бороться все от Ильи Муромца до Ермака Тимофеевича. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Но и здесь, как это обычно бывает при детальном осмыслении заранее идеологически подготовленных текстов, все же проскальзывает старина, нет, нет, да назовут «былинщики» в рясах татарского Калин-царя КАИНОМ!..

В итоге борьбы за спасения темных душ народа от суеверий, сегодня мы имеем вывернутое на изнанку былинное прошлое, где положительные герои славные богатыри бороться с собственной языческой, т.е. народной верой, то со своим же божеством Змеем Горынычем. В сказаниях Горыныч уже не только враг христианства, но и человечества. А нарицательный Каин, убивший собственного брата, с которым и боролись богатыри, стал Калин-царем, к которому еще и "присобачили" национальный оттенок, исходя из желания выстроить историю России, как противостояние друг другу единого целого.