Лесной барабанщик...

Геннадий Никишин
               
  Последние дни уходящей зимы.  Зонтик полевой рябинки, полыни метёлочка, ствол и ветка дерева, старый пень в лесу. На всём оставляет солнце тёплый и ласковый свой взор. Не узнать лесной тропы, по которой ещё недавно пролегала лыжня. Под ногами разжиженный снег, вот-вот зачавкает кисельная грязь. И тогда без сапог – ни шагу.

  В полях пока тихо и безлюдно, а вот в лесу с каждым днём теперь будет всё оживлённее. Среди негустых пока птичьих мелодий далеко разносится учащённый трезвон: «Трын…трын…трын…». Проходит минута-другая, и снова мелодия-дробь: «Эррр…эррр…эррр». Эхо далеко разносит частые переборы невидимой валторны.

Летом этот оригинальный звук теряется в хоре певчих птиц, а сейчас его никто не перебивает и не заглушает.

  Кто же так протяжно трезвонит на весь лес? Оказывается, дятел – уважаемый лесоводами главный лекарь дерева.

  У каждого пернатого своя манера заявлять о себе: кто-то поёт голосом, кто-то щёлкает клювом, а кто-то хлопает крыльями….

Дятел, почти не слышимый в другое время года, к весне приободряется и для исполнения своих весенних мелодий-побудок находит упругий, высохший сук или отщеп на сломанном бурей дереве.

Зимой и летом дятлу одинаково весело: на один мотив величает он яркий снег декабря, вьюги февраля, проталины и капели марта, нежную зелень мая. Но с наступлением весны он особенно старательно выводит свою брачную песню, извещает своих пернатых друзей по лесу о её приближении.

  Всего насчитывается более двухсот разных видов этой птицы. Осёдлые и кочующие, отличающиеся по величине и окраски оперения. Есть дятлы седые, зелёные, а есть и похожие на кардинала. Это самый крупный представитель дятлов – желна. Или чёрный дятел.

Единственное украшение этой птицы – красная «шапочка». У самцов она покрывает голову полностью, у самок – только затылок. Встречается в высокоствольных хвойных лесах таёжного типа, в смешанных – значительно реже.

  У зелёных дятлов общая окраска оперения – зелёная, у самцов – красное пятно на лбу. У дятлиц оно отсутствует. Средних размеров.

  Но чаще всего мы встречаем очень распространённых – малого и большого – пёстрых дятлов. Один чуть побольше воробья. Другой – с дрозда. Его легко узнать по чёрно-белому оперению и красному подхвостью. У самцов на затылке красная поперечная полоса. Облик птицы характерен для дятлов – большая голова, клюв-долото, цепкие лапы на коротких ногах. Четыре пальца вооружены острыми когтями. Два крайних обращены назад, а два – вперёд. При работе на дереве жёсткий хвост служит дятлу опорой.

  «Малый червяк большой дуб точит», - говорится в народной пословице. Особенность дятла состоит в том, что он может извлечь насекомого-вредителя из глубины древесного ствола.

  При обследовании дерева у каждой птице имеется своё поле деятельности. Тонкие ветки по периферии крон осматривают маленькие синицы. Ветки потолще в центральной части – большая синица. Вершины и прилегающее к ним пространство – пеночки и корольки. Стволы и сучья – мелкие дятлы. Нижнюю часть стволов – поползни и пищухи. Под кронами несут «службу»
мухоловки.

Нижние ветви и кусты осматривают славки. Средний дятел занимается крупными верхними ветвями. Однако более полную историю болезни дерева, если то заболело, может определить лишь крупный дятел, заглянув на «внутренние органы». Если маленький его собрат может осилить древесину только больных деревьев, то желна и большой пёстрый дятел долбят и здоровое дерево. Так усердно работают, что только щепки летят. Будто птица не клювом, а топором снабжена.

А в старых, изрядно тронутых порчей стволах можно обнаружить целые «пещеры».

  Особенно опасен для лесов и парков еловый короед. В учебниках зоологии и энтомологии он называется «жук-типографщик».

Удивительно сложен лабиринт узорчатых, запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в «письменах» типографщика.

  Ещё одна особенность этих птиц – наличие необычного языка. Длинного и гибкого, с зазубринами, какие мы видим на остроге или рыболовном крючке.

  Обнаружив ход жука в древесном стволе или место, где находится тот или его личинка, дровосек запускает в норку свой инструмент с роговым окончанием и легко извлекает лакомый корм. И следует ещё добавить: «острога» птицы сплошь покрыта вязкой слюной – что-то сумел зацепить, а что-то, глядишь, и само прилипнет. Место, где скрывается болезнь-вредитель, дятел определяет слухом, простукивая дерево, а так же и обонянием. У большинства птиц оно развито слабо, а вот у дятла оно весьма тонкое и безотказное. Ноздри у птиц, чтобы не засорить «отходами производства», прикрыты защитными волосками.

  Большой пёстрый дятел обычный, привычный житель наших лесов. Все его видели, все его знают и любят. Любят за красоту оперения, за добрый, весёлый нрав, за большое трудолюбие.

  Для дятла лес в любое время года – дом родной. Который и накормит, и от непогоды укроет. Под жильё выдалбливается дупло чаще всего в осине – древесина не крепкая, а сердцевина у старого дерева и вовсе, как правило, бывает гнилая. Работа эта нелёгкая, но птица к ней готова с рождения. Строятся дупла и запасные – для ночлега родителям, когда появляются птенцы, а так же как убежище в непогоду.

Строительством дупла занимаются обе птицы – по очереди, без спешки, с отдыхом и перерывом на кормёжку. Семейный домик бывает готов дней через десять-пятнадцать. В одном из них родители будут выводить и выкармливать малышей, в другом жить сами. На ночь или во время ненастья дятел ныряет в такое убежище и готов переносить голод, только бы не вымокнуть.

  Критическим периодом в жизни птиц являются долгие морозные ночи. Корольки, например, за одну такую ночь могут потерять до десяти процентов массы. Чтобы сохранить расход тепла, дятлы проводят это время тоже в дуплах.

В гнездовый период они живут парами. Ухаживание партнёров своеобразное – летают с криками друг за другом. Можно подумать, что птицы повздорили. Самец крупнее, чем его подружка, и свои права отстаивает активнее. Когда семейный союз образован, он скрепляется ритуалом: дятлы садятся рядом, опустив крылья и подняв кверху клювы. Прижимаются друг к другу. Это своего рода обещание совместно заботиться о семье. И действительно, птицы по очереди насиживают кладку, затем вместе выкармливают малышей.

  Каждый год дятлы строят себе новое дупло, а в старых охотно устраивают гнездовья синицы, поползни, мухоловки, горихвостки, вертишейки, совы, дикие голуби, лесные сони и даже куницы с белками.

  Такая особенность гнездования существенно увеличивает значение полезной деятельности дятлов в лесу. Дупла имеют преимущество перед другими гнёздами, построенными под открытым небом на земле, на пнях или в ветвях деревьев. В дупле всегда тепло и сухо. Так птенцы дятлов появляются на свет уже на девятый день после начала насиживания кладки. Малыши и растут тоже быстрее. На десятый день после этого голый слепой комочек покрывается пеньками перьев и становится похожим на ежа. На пятнадцатый – это уже почти дятел, а через двадцать три дня семейка дятлов в полном составе покидает уютное гнездо.

  Если птенцы большинства пернатых ведут себя тихо, скрытно и стараются себя не обнаруживать, то малышня у дятлов не придерживается таких правил. Они орут на весь лес хором. Дупло надёжно защищает от многих врагов. Но не от всех. Как ни странно белочка – главный разоритель дятловых гнездовий.

Сидящие в неимоверной тесноте, они по очереди поднимаются к летку и жадно открывают рты. В дупле дятлов отменная чистота. Подстилкой птицам служат щепочки, оставленные при строительстве гнезда.

  Чем питаются дятлы…  Детишкам носится мягкий животный корм – пучки гусениц, многочисленные насекомые. Взрослые птицы тоже большие любители до пищи «скоромной». Большой пёстрый дятел кроме прочего питается орехами, желудями, муравьями. И не только.

Многие из нас, проходя зимним лесом, замечали под каким-нибудь деревом россыпь размочаленных еловых или сосновых шишек. Здесь тоже трапезничал дятел. Подсчитано: на весь процесс, от срывания шишки до полного извлечения семян у птицы уходит около десяти минут. За один зимний день пёстрый дятел способен «обмолотить» до полусотни шишек, а за всю зиму потребляет почти 150 тысяч семян.

По умению их извлекать он не только не уступает белкам или клестам, но, пожалуй, и превосходит их. Заприметив дерево с добротным урожаем шишек, дятел первым делом старается подыскать поблизости удобную развилку или щель в стволе дерева, чтобы в неё можно было хорошо закрепить шишку.

  Тем самым роль птиц проявляется не только в уничтожении вредителей леса, но они могут существенно влиять на урожай плодов и семян. На рост молодых деревьев. В хвойных лесах дятлы, клесты, кедровки сбрасывают на землю от 30 до 90 процентов шишек, семена из которых частично используются наземными животными. Но немалая их часть разносится и прорастает.

  Знают толк дятлы и в сладковатом древесном соке. В апреле, в период сокодвижения  у клёнов и берёз, они пробивают поясок ямочек-отверстий, величиной с клеточку ученической тетради в древесной коре и сцеживают живительный напиток. К таким деревьям собираются на «водопой» различные козявки, муравьи, бабочки.
               
  Дятел – непугливая птица, с энергичным характером. Каждый имеет свою территорию и тщательно её охраняет. Не переносит рядом других птиц и даже самочку, с которой ещё недавно вместе выращивали птенцов и делили родительские заботы, прогоняет прочь. Избегает открытых пространств. Полёт птицы напоминает морскую волну: вверх-вниз, вверх-вниз. Перелёты от дерева к дереву нередко сопровождаются характерными криками – «кли-кли-кли…». И затем резкое, в конце полёта – «кии-ии»! Последний возглас означает, что дятел где-то сел.

   Образ жизни знакомой нам птицы…. Можно сказать, что у большого пёстрого дятла она оседлая. Но в голодные, неурожайные годы они с севера иногда кочуют в леса юга. На избранной территории легко уживаются с мелкими птицами, мирятся с их присутствием, но нетерпимы к тем, кто залетает со стороны. И выдворяют чужаков за пределы своего поместья.

  Наблюдая много раз за нашими пернатыми друзьями – великими тружениками, я часто задумываюсь, а как долго живут они?

Многочисленные опыты с кольцеванием показали, что чайка обыкновенная – 32 года, мухоловка-пеструшка и вальдшнеп – 21 год. Домовой сыч – 16 лет, певчий дрозд и зяблик – 14, белая трясогузка – десять, поползень – девять, большая синица – восемь, большой пёстрый дятел – семь лет.

  Не так уж и малые сроки, учитывая сложный сезонный быт пернатых, а у многих из них и достаточно изнурительные перелёты.