Злобный ребенок

Алексей Гадаев
Злобными не рождаются.
Способность понимать чувства других людей – жизненно важный навык       для сложных детей.
Нарастание  негативных чувств:
печаль –  обеспокоенность – безразличие - раздражительность- злость.

В детях заложены способности к сопереживанию и милосердию. Если педагоги-психологи не будут развивать эти черты, они станут скрытыми, что даст импульс к развитию злобы и бесчувствия. Учителя должны дать понять детям , что злобные поступки не только обижают,но и имеют негативные последствия. Мало разъяснять детям последствия дурного поведения, но  также важно продемонстрировать в качестве воспитательного момента случай недоброго поведения в жизни, в классической литературе, притчах, историях. Педагог растолковывающий  последствия "бунтарского" поведения ребенка или группы детей может занять несколько минут, однако это время не будет потрачено зря.поскольку такие беседы - одно из лучших средств воспитания детей.
 Главное критиковать грубое поведение, а не ребенка.
 Помогите ребенку научиться понимать переживания и чувства того, кого он обидел.
 Научите ребенка избегать грубости.
 Давайте ребенку возможность исправить сделанное [М.Борба].
 Это своеобразная реституция поможет ребенку взять на себя ответственность за осознание проступка и его недопущения.[Реституция - от лат. restitutio - погашение, исправление]
Э. Фуллер пишет, что со сложными детьми гнев, ссоры и крики всегда присутствуют  в избытке.
Как иметь дело с гневом.
Люди, дающие волю гневу, быстро теряют друзей. Научить детей сдерживать негативные эмоции – дело не простое.  Если вы уступаете своему ребенку всякий раз, когда он сердится, он будет прибегать к гневу,   чтобы добиться своего.
У «горячих голов» проявление гнева происходит очень быстро. Они не сдерживаются, но когда вспышка проходит, снова наступает тишь,  да благодать. Детям такого типа необходимо научиться контролировать свои импульсы. Им ничего не стоит выйти себя, но как успокоиться, они не знают. Этому можно научить, обсуждая с ребенком чувство гнева. Спросите, из-за чего он испытывает гнев, и предложите альтернативные способы реагирования. Маленьких детей в гневе надо удерживать – осторожно, но последовательно, до тех пор, пока приступ гнева не стихнет.
«Холодные сердца»  способны контролировать свои эмоции. Они более расчетливы в том, как преподнести свой гнев. Они словно говорят: «Я подожду, пока не наступит крайне удобный момент для моего гнева». Чем раньше такие дети узнают, что гнев – это не самый подходящий способ привлечь внимания и добиться привилегий, тем лучше. (Еще одно предупреждение для родителей: когда вы решаете твёрдо стоять на своём и не уступать таким детям, они становятся ещё хуже, перед тем как измениться в лучшую сторону).
Нервный срыв или успокоение.
Сложные дети могут очень быстро вывести вас из себя. 
Нервный срыв  очевиден, когда нет никакой возможности изменить поведение сложного ребенка посредством слов. Напряжение в конфликте достигает такой  точки, что рациональное обсуждение становится просто не возможным.  Вот некоторые показатели состояния нервного срыва.
• Предмет спора меняется хаотично.
• Кажется, акцент делается именно на проявление гнева, нежели на решения проблемы.
• Любой из вас (вы  или ребенок) чувствует себя не надежно.
• Возможен акт или угроза физического насилия (как с вашей стороны, так и со стороны ребенка).
При нервном срыве основная цель – сохранить безопасность обеих сторон. Проблемы могут быть решены позже. Заранее планируйте своё поведение. При нервных срывах очень важна ваша позиция,  а так же ваше знание о сложном ребенке.  Некоторые сложные дети при нервном срыве нуждаются в одиночестве. Оставить их одних и уйти – то есть увеличить физическое расстояние между вами – одна из стратегий. Другие дети наоборот, очень плохо реагируют на одиночество. А есть такие, кто в приступе гнева дает волю кулакам, или будет биться головой о стену, или крушить всё подряд, нанося урон имуществу. Совершенно очевидно, что оставлять без присмотра маленьких детей в состоянии гнева крайне неразумно. Возмутителям спокойствия  необходим кто-то рядом, кто может спокойно наблюдать за ними, пока они находятся в состоянии нервного срыва.
Запомните: пока ребенок беснуется, никакие вмешательства не будут эффективными. Цель здесь – обеспечить вашему ребенку (и вам) безопасность, дать ситуации возможность нормализоваться.
Не становитесь на пути разгневанного ребенка, ведь он может пойти на вас штурмом. Это значит, что не надо стоять на пути к двери или к окну.  Убедитесь, что ребенок в состоянии нервного срыва имеет достаточно пространства, чтобы не нанеси вам физического вреда.
В такой ситуации чем меньше вы говорите, тем лучше.  Если вы вынуждены говорить, то делайте это с твердым спокойствием. Ваша задача – показать ребенку, что вы сможете сохранить его безопасность. Нервный срыв может продолжаться довольно долго. Ни в коем случае нельзя подгонять развитие. Попытка ускорить процесс только растянет продолжительность нервного срыва во времени. Поле нервного срыва сложные дети чувствуют себя обессиленными, поэтому не поддавайтесь искушению обсудить причины, приведшие к нему. Просто побудьте рядом со своим учеником и воспользуйтесь возможностью показать ему, что вы его уважаете(Э. Фуллер. Рожденные бунтовать. «Рипол классик» М. 2010. с. 211-212).