Эдуард Мане

Улексия Миссосупова
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».
Завтрак на траве Мане
Улекса фон Лу
Скандальный "Завтрак на траве" -
Мане насмешка над Джорджоне*?
Не нимфа, женщина вполне
реальная нага на фоне
деревьев и густой травы,
и водоема, пасторален
пейзаж... Шокированы вы?
И чем же "Завтрак" ненормален?

Салон кипел и бушевал,
картина признана скандальной,
ох, обыватель, времена...
Таланты - клады аномалий!
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали.
Олимпия Мане
Улекса фон Лу
Олимпия. Техника "alla prima".
Роскошное тело, цветет нагота
оттенками белого, эта картина -
скандал и высоких кистей красота!

Какие контрасты! Здесь черный и белый,
творя параллельно, о жизни поют,
струится шелк складками томной постели,
Олимпия - чудо пленительных пут!

(Скандалы в Салоне, плевки и насмешки,
как туп и жесток обыватель порой!
Художник был вынужден срочно, поспешно
оставить Париж, кисти дерзкой герой!)

Картина - Эдуард Мане."Олимпия".1863
В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
Скачки в Лоншане Мане
Улекса фон Лу
Небо с землею летят нам навстречу,
в синих просветах - копыта коня,
и все в природе смешалось - день-вечер,
пыль от копыт летит в зелень, клубясь,
сделаны ставки, и толпы ликуют,
крики, и клички коней ввысь звенят,
небо грозой угрожает и дует
ветер, а кони чуть-чуть и взлетят!
Смотрим мы в раму окна -  и реальность
Конников вот-вот ворвется в окно,
зонтики, тополей пирамидальность...
Кадры мгновения, скачки - кино!

Картина - Эдуард Мане. "Скачки в Лоншане"
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона.
Берта Моризо Эдуарда Мане
Улекса фон Лу
Здесь черное с золотом - яркость парада
расцвета гармонии, вдох красоты,
фиалки в тени, тайна тонет во взгляде,
сливается глубь с торжеством высоты!

Певучее черное с золотом, ярки
контрасты сияния, бархат - глубин,
ступени, струения, складки, и арки...
Во взгляде - кокетство иль радость любви?
Картина Эдуарда Мане "Портрет Берты Моризо с букетом фиалок"
 Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.
Клод Моне в лодке
Улекса фон Лу
Клод Моне за работой,
вот портрета набросок
и пейзаж - яхты, боты,
чистота линий вздоха.

А мазки Мане плотны,
блики - лезвия, косы,
звонкий желтый,густ кобальт,
и нюансами - охра.

Клод Моне - на пленере
в лодке вдоль Аржантее
он плывет, воды ряби
полнозвучно легки.

Облака, мачты, берег,
золотистый бриз веет,
мастерская-кораблик -
лепесток волн "реки"

Масла сочного яркость
с плотностью полноцвета.
Аржантей.Полдень жаркий.
И Мане пишет ветром.

Картина Эдуарда Мане "Клод Моне в лодке"
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром.
Семья Клода Моне в саду. Ренуар и Мане
Улекса фон Лу
Вместе портреты семьи написали.
Сад Живерни, где Моне сам работал.
Клод здесь с любовью цветы поливает.
Жан и Камилла сидят беззаботно.

Зелень травы столь густа изумрудно
Пишет Мане -вот подстрижен, ухожен
Ровный газон - для художника чудо,
бархатной ложе в театре подобен.

У Ренуара - плывет безмятежность,
курочка Ряба цветиста и веер,
шляпка с цветами - сиянье и нежность
чувства Камиллы,и ласковый ветер.

Сад в Живерни, и семья отдыхает,
только художник- садовник в работе
пишут картины Мане с Ренуаром,
дремлет природа, мудра беззаботно.

Следы всего этого общения без труда обнаруживаются в его работах того времени.
Весна Эдуарда Мане
Улекса фон Лу
Весна - полифония цвета,
цветочные танцы и хоры,
а ветер скрыт шляпкой из фетра,
играет он шелком оборки.

А кружево зонтика нежно
Весны красоту оттеняет,
игриво, легко, безмятежно.
Бант черный на шее пленяет

и взгляд бархатистый, чуть грустный,
а платьем подчеркнуты формы,
так облачко тени на чувство
вдруг налетит и радость скроет.

Но вновь торжество засияет -
струятся цветы, ветви, листья,
и слышно гитары бренчанье,
цвет чувствами полон, неистов.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание. В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона. Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

По материалам сайта - http://www.eduardmane.ru/