Мария Ивановна вошла в класс с поджатыми губами, окинув быстрым взглядом сидящих учеников. Учеников было много, на первый взгляд казалось, что пришли все. Именно это успокоило Марию Ивановну, опустившуюся легко на стул.
- Здравствуйте, дети.
- Здра-ст! - вразнобой отозвался класс.
- На прошлом уроке я задавала вам прочесть сочинения великого писателя Даниила Хармса, все справились с заданием?
Невообразимый гул показал, что справились все.
- Есть какие-нибудь вопросы по прочитанному? - поинтересовалась Мария Ивановна, мягко подводя разговор к интересующей теме. Молчание – Может что-то не понятно со стилистикой? Или грамматикой? Или орфографией?
Круглая отличница Катя Двойкина робко вытянула руку. Педагог мягко подбадривающее улыбнулась и благосклонно опустила голову. Мария Ивановна знала, уж Катя-то точно не сможет не заметить.
- Простите, я вот заметила, - подтвердила надежды Катя, - что у Хармса в некоторых моментах присутствуют орфографические ошибки, и слово "девчонки" через "Ё" не самый большой просчет Даниила Ивановича.
- Понимаешь, Катя, - Мария Ивановна постучала по столу карандашом, дабы привлечь внимание гудевшего класса. - Понимаешь, Катя, это не ошибки. Даниил Иванович в своих дневниках сам неоднократно замечал, что "так всегда выглядит в моем написании". Это не признак безграмотности, а напротив - доказательство большой оригинальности. Не будучи одним из серой массы людей, Хармс подчеркивал свое величие даже в творениях.
- То есть, если мы будем допускать ошибки, это тоже будет считаться признаком величия? - раздался робкий голос с задних парт.
- Ну, если вы считаете, что впереди у вас большое будущее, то пожалуйста. Допускайте. Полагаю, что вы все дети неглупые и сможете правильно подчеркнуть свою оригинальность. Но особо не переборщите...
- И вы не будете ставить нам двойки?
- Думаю, что не буду. Ведь вы же не маленькие уже, прекрасно знаете, что индивидуальность необходимо развивать с юных лет. На сегодня, дети, все свободны. И не забывайте, что в понедельник экзамен по русскому языку. Не задерживайтесь, ровно в полдевятого все должны быть у меня в кабинете. На экзамене будет присутствовать комиссия! - Последние фразы пришлось прокричать, потому что неуправляемая группа детей ринулась из кабинета, подбадривая себя громкими воплями.
Мария Ивановна села за стол: на сегодня предстояло еще много работы.
* * *
Экзамен проходил в абсолютной тишине. Основная часть состояла из диктанта не очень сложного произведения, вторая из изложения чеховского рассказа. Вся детская гвардия без исключения писала, усердно вывалив набок язык. Часовая стрелка подбиралась к одиннадцати часам, когда первые отличники понесли рукописи сдавать на стол. К пол-двенадцатому сдали все.
- Ну что ж, прошу подождать всех в коридоре, через полчаса мы вас пригласим для объявления результатов.
Спустя тридцать минут бледные и красные ученики сидели на своих местах, а Мария Ивановна ходила по рядам и бушевала:
- Это же надо!!! Столько ошибок в элементарнейших словах! Э-ле-мен-тар-ней-ших! Иванов! - Иванов скованно поднялся. - Надо же! "Окула"! Садись, два! Без права пересдачи!.. Сидорчук! Встать! "Смерд чиновника"! Хо-хо!! Смерд! Знаешь что такое смерд? Не знаешь? Смерд это ты! Садись, два... Двойкина! Екатерина!!! Да как ты посмела!! Уж в ком, но в тебе я была уверена! Ты же всегда на "отлично" сдавала. А тут! Запомни, Катя, "Девчонки" пишется через "О"!!! Садись, единица!
Класс загалдел на все голоса. Сквозь гул можно было разобрать отдельные обрывки фраз: "... Но вы ведь сами сказали...", "...А как же Хармс...", "...И куда нам теперь...". Мария Ивановна прекратила гвалт тремя увесистыми ударами ладони по столу.
- А ну замолчите! Да как вы смеете после таких результатов сваливать вину на других! Причем здесь Хармс? Неучи!!! Все двойки без исключения!!! Хоть бы комиссии постеснялись!!! - Мария Ивановна оглянулась на комиссию, состоящую из трех скромно лысеющих мужичков и одного лысого абсолютно. Комиссия посовещалась, и абсолютно лысый профессор сообщил негромким, прокатившимся по всему классу голосом:
- Ну как же? Не все двойки, не все. Некто Кречетов написал без единой ошибки, свои пять баллов он заслужил.
- Кречетов? Не может быть! - Мария Ивановна подошла к парте виновника. - Как же ты умудрился-то?.. А ну-ка, ну-ка, ответь-ка мне, дружок, ты в пятницу был на уроке, когда мы разговаривали о творчестве Даниила Ивановича Хармса?
- Нет, я проспал тогда...
- Понятно, понятно, - пробормотала Мария Ивановна. - Как же это я упустила-то, а? Мда-с, прискорбно...
Внезапно светлая мысль осенила ее голову. С гордым светлым взглядом прогарцевала к учительскому столу и взяла в руки журнал.
- Кречетов! - окрепшим злорадным голосом сообщила педагог. - Два балла. За прогул. Да-да, дорогой, на мои занятия надо ходить. Без права переэкзаменовки. - И счастливая учительница вывела нервную двойку с гордым кривым профилем.