Желанный гость...

Геннадий Никишин
          
   После закрытия старого кирпичного завода его помещения были приспособлены под другие нужды: в одном крыле находилось хранилище под ГСМ.  В другом – тарный цех и для ремонта техники.

  Из одного помещения, с вечным шумом и грохотом, с пронизывающим холодом в зимнее время, вела узкая дверь в небольшую комнатку, где рабочие отдыхали и устраивали короткие перекуры. Здесь, ближе к кирпичной стене, стояла чугунная печка – «буржуйка», которая выручала слесарей в зимнюю стужу.

  Среди мужчин был и мой отец, который уже не первый год работал электро - слесарем, и потому я сюда часто захаживал.

  В тот год зима установилась рано. В одночасье поблекла трава и свалялись войлоком спутанные космы потемневших бурьянов.

Чернотроп возвращался всего лишь один раз, реки покрылись ледовым панцирем в первой половине ноября. Снег улёгся после второй пороши и больше уже не сходил.

  В один из таких дней я пришёл в мастерскую пораньше, чтобы до начала школьных занятий успеть растопить «буржуйку». Я знал, что такая помощь доставляет рабочим удовольствие и немало приятных минут.

  Огонь взялся дружно, и в помещении вскоре повеяло теплом. Я повернулся к верстаку, стоявшему в углу противоположной стороны, и увидел занимательную картину. На краю стола сидел серенький, взъерошенный воробей. Вобрав голову в «плечи», он внимательно изучал меня своими острыми глазками-бусинками. Весь его жалкий вид как бы говорил: «Ну, и что ты тут забыл? Оставь меня в покое!»
               
  А я подумал: «Как он тут оказался? Рамы на окнах застеклены неплохо, двери закрываются. Может, следом за мной влетел? А может, вчера вечером, когда все уходили по домам? Кому охота торчать на таком холоде, все тепло любят».

   Я ещё раз посмотрел на пернатого гостя, стараясь не подходить близко, чтобы не спугнуть птицу. «Почему неподвижен обычно непоседливый жилец чердаков? Может болен? Нет, скорее голоден». И я не ошибся.

  У меня в кармане оказался кусочек хлеба. Я раскрошил его, подошёл поближе и собрался, было, уже протянуть руку. Но моё намерение было истолковано неверно, и воробей отлетел в сторону. Я вернулся назад к  чугунной буржуйке,  и он уселся на прежнее место. Склонил голову набок, глянул на меня с любопытством, потом на высыпанные крошки и чирикнул вполголоса.

Это, наверное, означало: «Хорошо живёшь, у тебя всегда есть что поклевать». Да, голод – не тётка, он даже волка выгоняет к человеку.

  Насытившись и почистив клюв, воробей уже веселее подал голос.

  С тех пор слесарей, всякий раз зашедших погреть руки у печки, встречало громкое чириканье. Рабочие улыбались и отвечали на приветствие: «Здравствуй, здравствуй, Чик-чирик! Как поживаешь?» Так у нашего подопечного появилось имя.

  Мы соорудили ему полочку для обеда и коробку с мягкой ветошью для отдыха, прикрепив всё это к стене. Внимание Чик-чирику пришлось по душе, и он быстро привык к удобствам. Ему всё больше нравилось жить среди людей. Не успеешь, бывало, высыпать кусочки творога, крошки хлеба, горсть пшена или семечек, а он уже тут как тут. С большим удовольствием принимался за трапезу. А как ловко расправлялся с семечками! Подкрепится, попьёт водички из блюдца и отправится по своим пернатым делам. Он был очень любознательным воробьём. Всё ему было интересно. Сядет в сторонке и наблюдает, кто чем занимается. Будто проверяет, хорошо ли, качественно ли выполняется работа.

Дверь часто оставляли открытой, и возможность улететь представлялась много раз. Однако птица не пыталась этого делать. От добра добра не ищут.

  Подошёл последний зимний месяц. Канун весны. Во многом чувствовались и виделись перемены. Установились светлые ночи. Длиннее становился день, а солнце уже дольше задерживалось на своей небесной тропе. Стали заметнее выделяться следы на снегу. Ярче засверкал на сугробах солнечный луч, а в полдень уже пригревало по-весеннему. Громче зазвучали весенние мелодии овсянок, синиц, щеглов.

  Ещё больше оживился и наш Чик-чирик. Повеселел, всё громче слышалось его чириканье. И вдруг куда-то неожиданно исчез. А затем так же неожиданно появился несколько дней спустя. Уселся на полуоткрытой двери и во весь голос заявил о своём возвращении. Рядом сидела самочка.

Птицы влетели вовнутрь помещения. Воробей, похоже, хотел показать своей пернатой половине место, где он без каких-либо проблем провёл трудную зиму. Но, побыв с минуту, серенькая подружка улетела, и Чик-чирик последовал за ней. К нам они больше не вернулись, и мы ломали голову: «Где птицы, что с ними случилось?»

  ....А причина исчезновения вскоре выяснилась: самочка не нашла у нас подходящего места для гнезда. Его птицы решили строить под крышей мастерской. Весь день они теперь проводили в заботах-хлопотах. Мы смотрели на их совместную работу и не верили, что эта разлука навсегда. Надеялись, что, как только закончатся тёплые дни и снова наступит зима, Чик-чирик  опять будет нашим желанным гостем.