Звезда по имени Лия

Александр Малнач
Сегодня, 25 января, основательнице латвийского музыковедения Лие Эммануиловне Красинской исполнилось бы 100 лет. Она не дотянула до своего столетия год с небольшим.

Наверное, в подобных случаях принято говорить о заслугах и завоеваниях, о вкладе в науку и искусство, о преданности призванию. Всего этого не отнять у Лии Эммануиловны. Были заслуги – статьи, учебники, монографии, открытия, тысячи часов прочитанных лекций, почетные звания и другие награды. Было искусство – искусство увлечь аудиторию, умение поразить слушателей, сыграв на фортепиано нужный отрывок по памяти, дар сочинительства, пробивший себе дорогу на девятом десятке. Была и преданность однажды избранному делу – семь десятилетий на ниве музыкального просвещения.

Кое-что из сделанного Красинской служит людям и по сегодня. Студенты музыкальных училищ и в наше время штудируют учебник «Элементарной теории музыки», написанный ею совместно с Валентином Уткиным и изданный впервые в 1951 году (на русском языке – в 1953 году). Его шестое издание вышло в Москве несколько лет назад, еще при жизни Красинской. Мы беседовали с Лией Эммануиловной, когда ей позвонили из издательства «Музыка» и ошеломили предложением переиздать эту книгу: значит, и полвека спустя она осталась непревзойденной. А в помощь тем, кто делает первые шаги в музыке, изданы сделанные Красинской переложения классиков для фортепиано разной степени сложности и оригинальные произведения для маленьких. Ее сочинения для хора и вокалистов на стихи русских поэтов заслуживают внимательного к себе отношения, а инструментальные произведения украсят любой концерт серьезной музыки.

Самое печальное, что никому из ее многочисленных учеников и слушателей не пришло в голову записать на магнитофонную пленку лекции, которые она в течение многих десятилетий читала в музыкальной консерватории и везде, где только собирались любители классической музыки. Сегодня про таких говорят – звезда. В самом звучании ее голоса была какая-то необъяснимая магия. Даже в глубокой старости она оставалась удивительно интересным и остроумным собеседником.

Жажда жизни, жизни деятельной, наполненной участием в судьбе других людей – близких и далеких – обуревала Лию Эммануиловну тем сильнее, чем немощнее становилось тело. Ясность ума берегла она, как зеницу ока: слушала аудиокниги, учила наизусть стихи (последним ее увлечением стали сонеты Шекспира), решала головоломки, переписывалась и перезванивалась с друзьями, которых умела приобретать даже «на финишной прямой».

Всего за несколько лет до финиша – Лия Эммануиловна только-только отметила свое 95-летие – мы и познакомились. Меня не только профессионально, но и чисто по-человечески заинтересовала необыкновенная, наполненная трагическими событиями судьба нашей знаменитой соотечественницы. Рига начала прошлого века, Первая мировая война и эвакуация, возвращение в ставшую самостоятельным государством Латвию, годы ученичества – Лия Эммануиловна кончила курс у самого Язепа Витола, эмиграция в СССР по идейным соображениям, Хабаровск, арест мужа в 1936-ом, бегство с годовалым сыном в Калинин, война и снова эвакуация, гибель любимого человека на фронте, возвращение в Ригу после войны и «только музыка одна» - с юношеских лет работа, работа, работа...

«Я очень долго работала», - констатировала Лия Эммануиловна в предисловии к своим воспоминаниям «Так было», над которыми с перерывами трудилась более десяти лет. Они стали последним делом, которое она успела завершить.

22-24.01.2011