Про предмет известный и общеинтересный

Евгений Мазук
Как известно, в эпоху «строящегося и развитого  социализма»  в СССР существовало следующее утверждение: «У нас секса нет». Десятилетиями молодежи втолковывали, что секс это нечто постыдное и недостойное уважающего себя человека, что это капиталистические происки, ставившие себе целью растление прогрессивной советской молодежи. Был распространен и господствовал культ платонической любви. Вспомним хотя бы отечественный кинематограф - ни малейшего намека на эротизм или секс, только платонические отношения.
Рассматривать подобное ханжество или, если хотите пуританство, по-моему, следует двояко: с одной стороны оно ограждало молодую несформировавшуюся психику от пропаганды насилия, которой так пестрят экраны телевизоров ныне, но с другой стороны, оно же травмировало ту же самую психику, не давая ей нормально развиваться, прогрессировать.
Бесполая любовь, пропагандируемая советским обществом, являлась стопором нормального развития и общения новых поколений людей. Отсюда и все сексуальные проблемы в семьях, скандалы и непонимание мужчины и женщины, ведь не будь таких строгих ограничений в молодости, не будь такой замкнутости и непросвещенности, всех этих проблем могло и не быть. Нас воспитали в том духе, что наше общество уникально, а наши проблемы не имеют ничего общего с общемировыми. Что касается сексуальных отношений, одних из важнейших человеческих взаимоотношений, то, мне кажется, они являются не частным вопросом, а фундаментальной проблемой.
Секс – предмет общеинтересный, а проблема «нормы» здесь особенно сложна. Одному собственная сексуальность кажется чрезмерной, другому - недостаточной. Наличие каких-то личных проблем, если только они осознанны, в принципе не исключает возможности их объективного исследования.
Многие современные СМИ активно используют интересы аудитории к теме секса. Используют, прямо скажем, по-разному, чаше в своих интересах. Особенно важна эта тема в детских и молодежных изданиях и программах, которым на современном этапе отводится ведущая роль по вопросам полового воспитания.
Из трех выбранных вами по случайному фактору молодежных изданий, в двух теме секса, думаю, будет уделено достаточно серьезное внимание. Причем, можно отметить как прямое отражение сексуальных взаимоотношений, так и косвенное или потенциальное. (Это внимание вопросам диеты, макияжа, одежды и т.п., то есть всему тому, что так или иначе способствует привлечению внимания потенциального партнера, и как следствие вызыванию у него сексуального влечения). Особенно это характерно в изданиях для девочек, подающими материал в эдаком дружеском стиле «Между нами, девочками». Впрочем, у журналистики вообще преимущественно женское лицо, а у молодежной журналистики, активно эксплуатирующую тему секса – в особенности.
По мнению некоторых аналитиков, как это ни парадоксально, несмотря на большое количество информации о сексе, в молодежных изданиях характерна, некоторая недостаточная информированность подростков или лучше сказать - однобокость освящения темы. Для подростков и юношей из семей с хорошими взаимоотношениями супругов, например, часто характерны возвышенные взгляды на женщин и на любовь. Подростки и юноши из семей с неустойчивыми отношениями любовь или отрицают, или считают это чувство простой привычкой. Подростки и юноши из семей с плохими взаимоотношениями чаще отождествляют любовь с «физиологией», скептически смотрят на жизнь и на взаимоотношения мужчин и женщин, не осуждают ранних половых связей и потенциально подготовлены к повторению неблаговидных поступков своих родителей.
В основе неправильного полового воспитания лежат неверные установки родителей по отношению к другому полу (негативная, аскетичная, потребительская), к детям (эгоистическая, собственническая), непосредственно к половому воспитанию (паническая, безразличная).
Они вырабатываются как реакция на некоторые события жизни — благоприятные или неблагоприятные с точки зрения данного человека или его референтной группы, под влиянием внушения — родителями или другими близкими людьми. На выработку их влияет степень информированности по данному вопросу (знание или незнание чего-либо важного для полового воспитания), а также способность или неспособность к самостоятельному критическому анализу.
Последнее приводит к тому, что нередко значение какого-либо частного факта или события преувеличивается и занимает неоправданно большое место во взглядах, отношениях, поступках человека.
Безразличная установка некоторых родителей выражается в том, что, по их мнению, жизнь сама научит ребенка во всем разбираться, и поэтому специально заниматься половым воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных вещах. Некоторые не имеют понятия о том, что в основе их отношения к представителю другого пола может лежать не любовь, а лишь влечение, и обманываются в своих чувствах. У многих не выработана установка на необходимость познания личностных качеств избранника.
Некоторые подростки попадают в дурные компании, оказываются подверженными дурному влиянию именно потому, что некому противопоставить ему свое положительное, так как родители об этом не задумываются. Например, некоторые взрослые вообще отмахиваются от вопросов ребенка или дают ответы случайного характера, без учета его возраста и степени информированности, не имеют в семье согласованной позиции по характеру даваемой ребенку информации.
Проявление безразличной установки — отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка, недостаточное руководство и контроль за его деятельностью, за его общением с представителями другого пола. С безразличием родителей связана и их беспомощность и некомпетентность при ответах на вопросы ребенка или в случае необходимости принять какое-либо воспитательное решение: что-либо поощрять, что-либо порицать и т. д.
Специалистами отмечается, что, как правило, целенаправленным половым воспитанием родители в большинстве семей не занимаются. О сексе подростки узнают из СМИ, книг, фильмов, кого-то в этом вопросе просвещали подруги, друзья, кто-то подслушал разговоры взрослых. Родители не только не занимаются половым воспитанием, но они вообще избегают разговоров на данную тему и показывают свое негативное отношение к ранним половым связям.
Большинство родителей позитивно относятся к сексу в целом, в то время, как отношение к сексуальной жизни своих детей имеют различия в зависимости от пола ребенка и родителя. Наибольшую тревогу, как прослеживается по характеру проблем, с которыми подростки обращаются в детские и молодежные издания и программы, родители проявляют по поводу сексуальной жизни дочерей, в то время как к первому сексуальному опыту сыновей относятся совершенно спокойно. Родители придают достаточно большое значение половым отношениям своих детей, но в то же время они не используют никаких воспитательных средств для целенаправленного развития позитивного отношения к сексу и не проявляют инициативы, что воспринимается подростками как избегание данной темы или негативное отношение к ней.
Отсюда интерес подростков к теме секса в молодежных СМИ и доверительные отношения с изданием или программой, в надежде получить тот совет, который легче и логичнее всего можно было бы получить от родителей - инструкцию о том, как поступить в той или иной ситуации. Особенно это можно отметить у девочек-подростков.  Анализ их интимных откровений и первого сексуального опыта в молодежных изданиях показывает, что те подростки у которых была ранняя половая связь (14-15 лет) считают, что «Любовь без секса не существует», а «Секс без любви возможен и даже полезен». Подростки, у которых не было опыта первой эротической любви и те, у которых первый половой опыт прошел совсем недавно считают, что «Секс без любви невозможен».
Недостаточность качественной информации о взаимоотношениях полов приводит к несовпадению реальности и мечты подростка, что является причиной разочарования при вступлении в первую половую связь. Таким образом, можно сделать вывод: для подростков важны такие понятия как: любовь, верность, секс, партнер, и другие. У старшеклассников отмечается позитивно-эмоциональное отношение к сексу и любви. Подростки готовы признаться, что начинают заниматься мастурбацией в 12-13 лет. Отношение подростков к мастурбации поначалу связано с чувством неполноценности, вины. Однако затем оно становится все более позитивным. Этот процесс (изменение отношения к мастурбации) у мальчиков-подростков проходит более быстрее, чем у девочек-подростков. Молодые люди говорят о применении таких форм сексуального удовлетворения, как петтинг и оральный секс. В целом у подростков отмечается позитивно «радужное» отношение к сексу, которое часто меняется после первого полового акта в отрицательную сторону, но в дальнейшем восстанавливается и становиться более реалистичным.
Несомненно, важное воспитательное значение имеет как та информация, которую ребенок получает от родителей в ответ на его вопросы, так и та, которую подросток почерпнет из общения с друзьями и из любимых журналов.
В изучение юношеской сексуальности можно выделить три главных предмета. Во-первых, это половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя половое влечение (когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее развития, ее интенсивность и т.д.). Во-вторых, психосексуальные установки и ориентации, т.е. отношение людей к вопросам пола, нормам половой морали (эти установки различаются по степени осознанности и существуют как на уровне культуры, так и на уровне индивидуального сознания). И, наконец, эротические фантазии и переживания, которые часто бывают неосознанными.
Многих, разумеется, крайне интересуют возрастные нормы полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами пола, в каком возрасте подросток впервые влюбляется, когда юноша вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том, что одно и то же событие может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл.
В этой связи, например, можно отметить как успешную и достойную подачу материалов на тему секса молодежными журналами «Штучка» и «Браво». Конкретная проблемная для подростка ситуация здесь не подгоняется под определенный шаблон, а пожается с точки зрения взвешивания всех «за» и «против» - дружеским, не назидательным тоном издания пытаются дать адресатам информацию к размышлению. Тем самым реализуются такие важнейшие, как мне кажется, принципы сексуального воспитания как:
Принцип реалистичности, который имеет ввиду построение полового воспитания на основе реалистичного понимания половой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не на основе обывательских суждений.
Принцип перспективной сексуальности - исходит из того, что разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а потому должна учитывать актуальные для подрастающего поколения перспективы.
Принцип активности - побуждает не ждать возникновения проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими ситуациями и при необходимости создавать их, чтобы снабжать подрастающее поколение установками и сведениями.
Принцип адресности - подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом физического и психического развития, социального и культурного уровня, состава по полу, ценностных ориентации, этнических особенностей процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой уже последующего этапа.
Принцип понятности и ясности - ориентирован на учет реальных возможностей понятия и осмысления преподносимого материала детьми и подростками.
Принцип доверия - предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь. Он исключает «презумпцию виновности» ребенка в проявлении его пола.
Принцип деловитости - определяет тональность работы - недопустимость многозначительных, тем более двусмысленных намеков, жестов, и интонаций, смущения и беспокойства взрослых при обсуждении проблемы пола.
Принцип чистоты - предполагает нравственное наполнение и оформление сведений о поле и отношения людей разного пола, но не подмену половой нравственности.
Принцип контроля и поддержки. Контроль не должен означать диктатуру взрослых. Поддержка должна отвечать актуальным потребностям ребенка.
Что нужно еще для того, чтобы полнее использовать воспитательные возможности ответов на вопросы ребенка в детских и молодежных СМИ? Или, если родители захотят взять на себя роль информаторов, то - в их беседах с детьми?
Мне кажется, прежде всего - считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы «неприличными» они ни показались. А своим долгом - отвечать на любой из таких вопросов. Надо ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается именно к ним. И использовать каждый свой ответ в интересах полового воспитания.
Какими должны быть ответы?.. По своему содержанию - хорошо, если они будут естественнонаучными, правдивыми, без всяких нелепых «сказок про аистов». По объему информации и ее форме - на уровне понимания аудитории.  Прекрасно, если ответ буден связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и допускает какие-либо «технические» моменты. Ответ должен быть интересным, чтобы ребенок с очередным вопросом захотел обратиться именно к авторитетным источникам, а не к посторонним людям.