Дружба 2 Дочери

Оксана Студецкая
                ДРУЖБА 2  Дочери

   Прошло много лет, и Нюрка снова нашла дорогу в наш дом. Выросли наши старшие дочери, которые стали дружить. Сколько не предупреждала дочь не дружить с Инной,  она не послушала. Конечно, счеты взрослых не могут нести на себе дети. Постепенно я успокоилась и перестала обращать внимание на их дружбу. Инночка часто бывала у нас, вечером девочки закрывались в комнате,  секретничали. Я не вмешивалась.
Потом замечаю – давно не заходит к нам Инночка. Спрашиваю дочь – что случилось?
Не отвечает, только ходит сердитая и грустная. Вскоре удалось выяснить, что Инна встречается с ее Вадимом, с которым они уже к свадьбе готовились. Все повторяется, до мелочей, одни и те же истории с подругами, когда ребята и девушки начинают вместе дружить. Иногда думаешь, неужели это какой-то закон непреходящий, неужели это всегда и у всех? Но тогда я уже была сама не своя. Я кричала, я просила, я умоляла дочь: никаких подруг, если хочешь выйти замуж, и потом также – никаких подруг! И не пускай Инку к себе и сама туда не ходи больше никогда!  Неужели все беды, причиненные нам, еще не научили, что с такими людьми общаться нельзя, что их надо железной метлой гнать, что их надо десятой дорогой обходить. А мы не их, а мужей своих повыгоняли. За несколько дней до росписи, Вадим вернулся, просил прощения, но моя дочь не простила, прогнала прочь. Но это были пустые речи, обращенные в стенку.
   Прошло время и Нюра с Инной снова переступали порог нашей квартиры, пристрастившись к телефону, который нам, наконец, установили после десятилетней очереди. Отвадить их от телефона было невозможно: раздавали наш номер  всем своим знакомым и незнакомым, родственникам,  друзьям и пользовались больше нас. Я целый день на работе, а они шмыгают и звонят. Мои меньшие дети бегают звать их к телефону. Но вскоре бегать им надоело, и они установили позывную азбуку Морзе по трубам отопления. От этих стуков сбегались другие соседи, потом вошли в курс дела, перестали обращать внимание. Несмотря на то, что я уже не церомонилась ни с Нюркой, ни с ее дочкой Инной, гнала их в шею, ругаясь,  не помогало. Не идут несколько дней, потом опять просятся, как коты голодные, мяукают под дверью – Дай позвонить, ну очень надо, нельзя нам сориться, столько лет рядом живем, помощь нам друг-другу как хлеб-соль нужна, - твердила Нюрка, а вся ее помощь состояла в эксплуатации нашего телефона.  Когда же деньги за междугородные переговоры вытребовать от них так и не удалось, я даже в милицию пошла жаловаться.  Но там меня выслушали, улыбнулись и ответили: за недоказуемости фактов ничем помочь не можем, не пускайте в дом.
    Мы перестали звать к телефону, мы не открывали двери, тогда снова все началось повторяться:  появились молчаливые телефонные звонки, пустые звонки в двери, мусор под дверями, ломание почтового ящика, нам лили воду на балкон и под двери, мазали двери мелом и краской, изрезали оббивку, бросали камни в окна, распространяли клевету и докажи, что это все делали наши дорогие соседи –
Нюрка с дочерью.
    Дочка моя вышла замуж, Инка тоже вышла замуж, на свадьбы не звали ни мы, ни они. Но вдруг мы узнаем, что их мужья дружат. Они помирили девочек,  дружба возобновилась, но уже молодыми семьями. Пришла Нюра ко мне, говорит: - вот видишь, сколько сорились, не мы, так дети помирят, а жить нам все равно вместе, в одном доме ведь живем.
    Однако эта дружба, слава богу, продолжалась недолго, благодаря моему зятю. Он быстро понял злой язык Инночки, сумел ей ответить тем же. Тогда Инночка заработала руками. У нас стали пропадать книги. Одну книгу зять нашел у Инны, отнял, стукнул ее по голове, запретил приходить. Не шла. Но меньшие мои дети бегали к ним, Тогда Инночка придумала новое происшествие. Обвинила детей в краже крупной суммы денег, которые якобы, лежали открыто на тумбочке. Мой зять долго не думал, устроил приличную драку там, наверху, этажом выше и этим навсегда преградил дорогу к нашему порогу.
    Я не поведала что-то новое своим, немного неприятным для меня рассказом,  у многих есть соседи друзья-враги. Но не все умеют дать отпор, как сумел сделать мой зять, применив крайнюю меру. Но в таких случаях, наверное, и нужна крайняя мера, иначе будет так, как было у нас. Своей интилегентностью и скромностью, которая гласит – не подавать вида обиды, ничем не обидеть другого, быть обходительным и молчаливым, стремиться избегать ссор и скандалов – мы не сумели элементарно защищать себя, свою семью. Все, что можно в нашем понимании сделать, это перестать общаться, но и не общение не стало помехой для врагов в продолжении пакостей и злословия, а напротив, еще более усилило их злодеяния. Ведь злословие в адрес нашей семьи продолжалось, а такие казалось мелочи, у нас не наказуемы.  Многие воскликнут: - Я бы им задал! В лапшу искрошил!    Но так рассудил только мой зять.
Клин клином вышибать? Отвечать тем же мы не могли и не умели по убежденной порядочности. Что же в таких случаях делать? Милицию звать? Милицию зовут на драку с кровью или убийством. Здесь драк не было, была мелкая черная зависть, злоба и клевета. Такие дела милиция не разбирает – нет закона. Переехать на другое место жительства? А кто может гарантировать, что и там не живут Монтекки и Кабуллети.
Просто самому надо быть другим – уметь наказывать, а не наказываться самим.

   Галина Сергеевна замолчала и задумалась. Кто-то из зала спросил: Где ваши соседи теперь?  Там же живут и вы рядом, но не общаетесь?
     Она улыбнулась, но ответила. – Я уехала, оставила квартиру своей дочери. Живет с мужем и детьми. Нюркина дочь разошлась с мужем, но родила четверо детей, которые Нюра  растила сама, так как дочь Инна стала непутевой, стала пить, гулять, а потом и в тюрьму попала. Муж Нюры умер от инсульта. Теперь Нюра живет  с внуками.
Когда я приезжаю к дочери в гости, здороваюсь с Нюрой, постоим, поговорим, на том и расходимся. Зайдет еще пообщаться и в дом. - Галина Сергеевна засмеялась.  – Понимаете, проходит время, обиды забываются, прощаешь людям все, и доброжелательность всегда побеждает, люди же не звери.  Но то, что я рассказала, доказательство тому, как часто дружба между женщинами превращается в антипод – враждебность. Мирно можно дружить одиноким женщинам в глубокой старости, но и это не всегда возможно.
     Галина Сергеевна!  Вы как педагог, много общавшийся с людьми – детьми, их родителями, семьями, могли бы рассказать, что вы знаете о дружбе между одними мужчинами?
      - О, нет! Извините! Что об этом может сказать женщина, не будучи  мужчиной? Очень немногое, руководствуясь только внешними наблюдениями, которые искажают внутреннюю действительность характеров людей. Пусть об этом расскажут сами мужчины. Я же могу одно сказать, что ни один мужчина в дружбе не обходится без бутылки.
     По залу прокатился хохот и аплодисменты.


По материалам 70-80-х годов.
20.01.11г