Диалог с молчанием. или Очерки шизофреника

Елена Черепнина
Прошу Вас! Я очень прошу Вас, люди! Глубокоуважаемые и добрые, милые и красивые, вежливые и целеустремленные, любящие и любимые! Прошу Вас, поговорите с Ним!
«Да, с кем же?» - спросите Вы.
Я отвечаю: «С Ним, с молчанием!».
Замечаю, как многие крутят у своего правого виска (а кто-то у левого…), поглядывая на меня немного странно. Кто-то с неодобрением, кто-то с жалостью («Бедняжка, ей нужна квалифицированная помощь» - возможно, думают они). Как правило, долго у меня не получается разговаривать с людьми, прося их всего лишь о малом. Они не понимают, уходят, не слушают. Чепуха, бред, мысли идиотки – наверное, это приблизительный список самых часто употребляемых слов у этих людей. Некоторые затрудняют себя озвучиванием этих по сути слов-синонимов, а некоторые нет.
«Ох» - самая первая моя мысль после очередной неудачи. Почему же люди не понимают, насколько важно не только с другими людьми говорить, но и с…молчанием. В первое время осознания этой появившейся в голове идеи я тоже думала, что все это лишь очередная глупость. Может быть, больной бред или бред больной, разница незаметна почти. А потом…оно заговорило первым. Да-да. Молчание.
Так получилось, что в жизни его стало очень много. Куда бы я ни отправилась, всюду находила следы этого самого молчания. Городская улица – источник высокой активности, в которую включаются все. Спешат люди, торопятся куда-то или же просто ждут, но, тем не менее, они находятся в пространстве шума. А я, будучи в этом новом для меня периоде, замечала во всем тишину. Одна из моих первых гипотез – моя психика всего лишь включила функцию «наушников». Словно по этим тонким черным проводам пробегала не музыка, а тишина, молчание. Я бы исправила выражение. Не «тишина и молчание в проводах, а музыка тишины и молчания». Я ее слушала. Один из очевидных плюсов этой «музыки» заключается в том, что каждодневное ее прослушивание не грозит нарушениями слуха. Правда, я встречала такое выражение, как «оглохнуть от тишины». Полностью согласна с ним. Странно звучит, да. Но на самом деле, очень интересно. Бывает, начинаешь бояться: «А вдруг я действительно потеряю возможность слышать звуки? Ведь…тишина – это их отсутствие. А к ней привыкаешь…».
Но бывает, что «музыка молчания» появляется в самый нужный момент жизни человека. Когда нет сил слушать беспрерывный гул, шум, вой, треск и прочие другие звуки окружающего мира. Небольшая беда, если последнее относится к шуму от материальных вещей и механизмов. Гораздо хуже, если устаешь слушать других людей.
Я попала в точку. Невозможность разрешить проблемы привела к их собственному размножению. Проще говоря, в какой-то момент мне катастрофически срочно нужно было выплеснуть накопившееся. Накопившееся раздражение, злость, боль, отчаяние. Можно ли расценивать бездействие как способ выражения накопленных паршивостей? Если оно действенно, то лично я не вижу причин ответить «нет». А молчание более похоже именно на бездействие. Или компромиссный вариант – пассивное действие. Помогает – значит, действенно. Но сам человек в привычном понимании этого слова ничего не делает. Значит, пассивное.
Хочу сказать, что молчание не является такой уж редкой штукой в жизни. Из-за него могут появляться проблемы. Например, люди друг с другом молчат. Пассивное действие, да? То есть, кажется, никакого вреда не должно быть. А он есть. Беда: люди молчат в то время, как должны говорить друг с другом. У кого-то получается справляться с бедой, а кто-то, к сожалению, продолжает молчать. А привычка, она – опасное явление. Привыкаешь к молчанию – забываешь, как говорить с человеком. Хорош принцип. Такой весь из себя универсальный. Любовь. Понимание. Уважение. Если не использовать их, то будут проблемы с их дальнейшей «жизнью». Забудешь, как любить, понимать, уважать. Положение поправимое, однако, лучше заранее побеспокоиться. А то ведь поправлять можно очень долго и очень тяжело. Вредные привычки, так сказать, нашей человеческой психики.
Я стараюсь не отчаиваться. Когда-нибудь кто-нибудь такой же отчаявшийся, с потребностью «вылить накопленный негатив», сможет себя побороть, а точнее, свои стереотипы, и останется со мной. Чтобы послушать меня, понять. А потом послушать Ее, Тишину. Я буду счастлива в тот удачный для меня момент! Смогу поделиться ресурсами, способом исцеления и отдыха. Только бы немного желания со стороны окружающих .
Я помню свой первый диалог с молчанием. Кажется, это было уже несколько лет назад. Тот холодный зимний месяц. Когда большая часть моих мыслей, желаний и чувств отправилась в путешествие по другому пути, другим способом, немного странным, но таким интересным. На кажущиеся такими долгими несколько недель я стала одиночкой. Я называю это «стадией острой адаптации». Время, когда только понимаешь свою невыносимую потребность в тишине и молчании. Сознание не желает пускать на свою территорию лишние события, лишние вещи, лишних людей. Я  сократила количество контактов тогда максимально. С людьми общалась постольку, поскольку это соответствовало удовлетворению моих желательных потребностей. Элементарно: в магазин за съедобными вещами или в общественном транспорте. Даже для меня, любительницы общения, такое уменьшение количества контактов едва не выходило за предел. Ничего не изменишь, ни на что не повлияешь, увы. На то он и называется «стадией острой адаптации». Собственно, кроме первой, есть только вторая стадия. «Новички» на этой стадии меняют статус на более «солидный». Они уже достаточно опытны в новом «деле», поэтому знают «золотое правило» молчания. Узнала его и я. «Молчание не означает уход от реальности, людей, общения. Молчание («музыка тишины и молчания» - моя поправка) позволяет услышать себя, себя в других и других в себе, даже когда вокруг один шум».
Сейчас, будучи свидетелем молчания природы, я вспоминаю свой первый раз, свое первое «молчание». Первая мелодия «музыки тишины и молчания» перевернула мои чувства. Я просто и всего лишь потерялась. Сейчас очень холодно. Зима, кстати, очень подходящее время для молчания. Природа не ошибается. Она очень верно показывает, какая она, тишина. В эту минуту не слышно было даже скрипа снега под ногами. Белые деревья как никогда красноречивы в молчании. В воздухе ничего лишнего. Ясность, четкость. Нет, не так. Ясная, четкая тишина. Вот так.
Я улыбнулась. «Теперь-то я уже наловчилась. Знаю, как и что нужно делать. Прежде всего, доверие к себе. Что бы я ни сделала, оно будет верным. Терпение – это, во-вторых. Сразу легче не станет. И еще одно условие. Без любви к окружающему вряд ли «музыка тишины и молчания» зазвучит для тебя».
Этот вечер…такой холодный. Добавила бы: «…и чужой…» - если бы не знала о «музыке». В моменты ее звучания во мне, я не могу не слышать отражения, своеобразного эха в окружающем. Там тоже играет музыка. И она удваивает мои шансы, как и шансы любого из «слушающих», на успех. А каков он, успех?
Я все еще ищу. И буду искать, пока будут силы. Пока будет желание. И ответ на заданный вопрос тоже еще в поиске. Да, именно так. Такой интересный статус жизни – «поиск». Я ищу себя. В молчании я чаще всего себя нахожу. Ищу других, каждый день сворачивая на новый путь. Гадаю, найду ли. Получаю энергию - а ее, поверьте, много – отдаю ее. Любовь и добро, нежность и забота. В молчании чаще получается принимать в себе наличие плохого, темного, негативного. Именно этого было в моей жизни много, когда мне посчастливилось одеть «наушники» с …
Сколько упускается в жизни. Сколько теряется. И вечно в движении. Как правило, понимание «движения» подразумевает сумасшедшую активность. Если ты не успел вот здесь или там, значит, ты уже многое потерял. Как страшно жить в таком ритме. А всего лишь на мгновение – на тысячу, миллион мгновений – остановиться и послушать…в первую очередь, себя. Спросить: «Того ли я хочу? Мой ли это ритм жизни? Туда ли я бегу и вообще, стоит ли бежать?». А вдруг ответы окажутся отрицательными?
Просто остановиться. Всего лишь послушать и услышать.
Прошу Вас! Прошу Вас, люди! Послушайте тишину! А когда она Вам ответит – не пугайтесь. Это всего лишь новая страничка Вашей жизни. А кто, как не Вы, сможет узнать, какой она будет? Возможно, новые вершины. Или бесконечные альпийские луга. А может, домик у моря? Маленький, тихий и спокойный?
Себя, других…просто послушайте, просто примите. Просто найдите.

22 января 2011 г.