Мотив жертвенности Достоевский и А. Гилязов

Зульфат Шагиахметов
Мотив жертвенности в произведения Ф. М. Достоевского «Идиот» и Аяза Гилязова «В пятницу вечером» выполняет сюжетообразующую функцию: является завязкой многих конфликтных ситуаций (например, сталкиваются жертвы мнимые и истинные), берет верх над другими желаниями и стремлениями героев, помогая им в достижении их целей.
Жертвенность определяет поведение многих героев сопоставляемых произведений, но прежде всего – Настасьи Филипповны и Бибинур. Героиня Достоевского – «вольная жертва» (Курганов 2001: 26), а именно хочет свободной жертвы, желая таким образом самоутвердиться. Жертвенность ее непоследовательна и отражает борьбу взаимоисключающих мотивов. Настасья Филипповна в каждом из своих решений жертвует сразу всем, что у нее есть – честью, богатством – для нее не может быть половинчатой жертвы. Бибинур же, в которой заложены черты «культурного героя» (Ибрагимов 2003: 23), наоборот, готова полностью «убить» собственное «я» во имя детей, причем она никогда не сомневается в выбранном ею пути, поступательно жертвует своей юностью, личным счастьем, материальным богатством, наконец, самой жизнью. Образ Бибинур, с одной стороны, создан вопреки мусульманской традиции: она сама выбирает свою судьбу; с другой стороны, имам В. Порохова утверждает, что лейтмотив ислама: личная ответственность перед Богом и вытекающее отсюда благочестие; внешние обязательства жизни человека предпосланы Богом, но поступки человек совершает сам.
Если жертва Бибинур делает жизнь окружающих лучше, открывают глаза еще не погибшим людям, то жертва Настасьи Филипповны сеет повсюду хаос и дисгармонию. Это можно объяснить своеобразием мировосприятия людей, представляющих разные культурные традиции, особенностями индивидуально-авторского видения мира, различием культурно-исторических эпох. У А. Гилязова сильна вера в добро, в то, что если люди будут жить не только ради себя, но и ради других, заботясь о них, помогая им, подчас жертвуя своими личными интересами, то тогда наступит счастливая жизнь для всего человечества. У Достоевского даже жертва не помогает восстановить гармонию на земле, а, наоборот, усиливает трагичность и драматизм бытия, поскольку писатель видел в самой жертве нечто противное нормальному состоянию человека, силу разрушающую, поэтому она и не может сеять добро.
Таким образом, мотив жертвенности, подключая разнообразные культурные, философские, религиозные, мифологические контексты, является важнейшим концептом национальной культуры, который актуализируется миром самого художественного произведения, позволяя рассматривать явления искусства в адекватной им системе эстетических координат.

Литература:
Гыйлэжев А. «Урамнар ардында яшел болын». – Казан, 1980.
Ибрагимов М. И. Миф в татарской литературе ХХ века: проблемы поэтики. – Казань, 2003.
Коран. Перевод смыслов и комментарии Имам Валерии Пороховой. – М., 2004.
Курганов Е. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» (Опыт прочтения). – СПб., 2001.
Сальвестрони С. Библейские и святоочеческие источники романов Достоевского. – СПб., 2001.

Напечатано в:
Итоговая научно-образовательная конференция студентов КГУ за 2005г. – Казань, 2005. – С. 73-74.