Второй сентябрь в интернате Отрывок

Людмила Уфимцева
   Лето на Каме закончилось. Зачастили дожди. Пожелтела трава, "зацвела" вода у берегов реки. Там. Где мы все лето купались, протянулась дорожка мазута от проплывавших барж. Рыбаки чинили и смолили лодки. Холодный ветер с Камы разгонял вечерами тучи комаров.

   Я вспомнила, как было здесь весело летом. мы ходили с бабушкой полоскать белье на мостки. У причала подавал гудки отплывающий пароход. Кричали провожавшие его чайки. Над берегом сновали ласточки, проверявшие свои гнезда. блестела на солнце влажная галька. Рыбаки готовили снсти. Деревенская ребятня шумела на пляже. мальчишки, загоревшие за лето, выделывали в воде "пируэты", катались на автомобильных камерах. Их досуг охраняли верные уличные псы, тоже обожавшие купание.

   По воде с лугов тянуло дымом. Там, у костра отдыхал пастух, пригнавший стадо на водопой. на раскаленной песчаной косе сбились в кучу пятнистые коровы. Они жадно пили воду, помахивая хвостами, и не обращали внимания на слепней, так надоеших за жаркий день.

   Бабушкину корову за ее черно-белый наряд звали Пеструхой.Рано поутру ее выгоняли за ворота, а вечером встречали. Если кто-то из домашних замешкался и не отворял ворота, Пеструха сама поднимала рогами тяжелый затвор и входила во двор.Она мычала и водила из стороны в сторону головой, как будто хотела сказать:
   - Что же вы, хозяева дорогие, свою кормилицу не встречаете?
   И в ее влажных больших глазах светилась любовь и преданность.

   Первого сентября наш третий "А" собрался в полном составе. Мальчики подросли, девочки сменили банты на заколки. Но детские веснушки и непокорные вихры сопротивлялись желанию ребят выглядеть солидно. Александр Соломонович поздравил всех с началом учебного года и не удержался, чтобы не пройтись вдоль строя воспитанников, строго поглядывая на белые воротнички и начищенные ботинки.
-   Молодцы! - сказал он, а в заключение сообщил, что жить мы будем в духе соревнования, и попросил старост после тихого часа собраться у него в кабинете.

   Позже мы узнали, что каждый класс в процессе соревнования должен набирать баллы за
любую полезную работу в стенах учебного заведения. Совместно с директором ребята разработали таблицу баллов за каждый вид помощи: уборка помещений - 30 баллов, чистка картошки в столовой - 50 баллов, натирание паркета мастикой - 70 баллов. Перечень был длинным. И мы сразу подсчитали, какую работу делать, чтобы класс вышел на первое место по итогам месяца. Победившим давали билеты в театр и цирк. Кроме этого, мы получали дополнительные пары коньков для походов на каток(правда, для этого нужно было еще иметь хорошие отметки). Все активно включились в соревнование.

   Звонок позвал ребят на урок. В здании из красного кирпича начался второй мой учебный год.

                КОНЬКИ

   Теплое яркое бабье лето постепенно сменилось прохладными дождями с холодным северным ветром. По утрам уже были заморозки. И через неделю-другую на Покров лег первый осторожный снег.
   В интернате подводили итоги соревнования за октябрь. Нашему классу присудили второе место. Александр Соломонович поздравил нас и добавил, что надо еще постараться - и мы займем первое место. В качестве приза мы получили три дополнительные пары коньков и билеты в цирк. Призы распределяла Нина Ивановна. Она убеждала ребят, что коньки надо отдать отличникам, так как это они "заработали" очки за успеваемость. Отличников было трое: Кильматова, Любимов и я. Но радости я не испытывала, потому что кататься на коньках не умела. А для Люси Кильматовой и Володи Любимова это был настоящий праздник. Моему же несчастью решила помочь Огурцова, взявшись сопровождать меня до стадиона "Динамо" и научить сносно держаться на коньках.

   Я шла рядом с Галей - она по ледяной дорожке, а я по снежным заносам вдоль тротуаров. Так мы добрались до стадиона. Народу на катке было много. Из репродуктора на фонарном столбе звучала музыка. По радио постоянно передавали объявления: кто потерялся, где продают пирожки с мясом, мороженое или лимонад. Мы привычно глотали слюни. Галя решительно взяла меня под руки и начала считать вслух:
   - Раз, два , три, раз , два, три...
   Под ее счет мыдолжны были плавно скользить - я в коньках, а она в валенках. На самом деле скользила только Огурцова, а я то и дело падала - ноги мои подкашивались и на раз , и на два, и на три. Наконец, трикотажные шаровары и свитер промокли от снега, а коленки заболели от ушибов. И я сдалась:
   -Га-аль! Снимай валенки, я тебе коньки отдам!
   Огурцова взвизгнула от радости и пулей вылетела на лед. Как она каталась! Я до сих пор помню: она не уступала мальчикам из старших классов и тем детям, которые специально занимались фигурным катанием. И, глядя на ее "фигуры высшего пилотажа" я впервые подумала: "Какая она молодец!"

   Людмила Уфимцева, Здание из красного кирпича, повесть,Казань, Отечество, 2006 г.,гл.2.стр.23