Лень и Языкознание

Александр Калатозишвили
Так уж получилось,дорогой мой читатель,что каждый второй мой рассказ об автомобилях,или о чем-нибудь близком к ним.Что поделаешь-я люблю машину с детства,а родился я очень давно.Многие из великих писателей и художников тоже имели свою излюбленную тему.У Айвазовского на всех картинах море,Есенин пел о любви,а Маяковского невозможно не узнать:
Тише ораторы!
Ваше слово,
товарищ маузер.
А вот у Ремарка во всех произведениях автомобили,вино и женщины.Видать этот парень был не дурак выпить,а потом прокатиться на машине с красивой женщиной.
Выпить иной раз люблю и я,но не настолько,чтобы об этом писать.А вот обо всём остальном я обязательно напишу,только давайте наберёмся терпения,а пока слушайте мой следующий рассказ.
               
                "Автомобиль не роскошь,а средство передвижения"
                /И.Ильф,Е.Петров/

                Лень и Языкознание...

В начале восьмидесятых годов прошлого века,в канун заката развитого социализма,я работал на одном из предприятий начальником производства.По делам службы мне приходилось ездить-то на технические советы,то к заказчикам,для уточнения задания,то на какой-нибудь завод или базу.
В общем,дали мне служебный автомобиль-новенький военный командирский УАЗ.
Случилось так,что другую такую же машину получил наш друг Котик,который работал руководителем экспедиционной службы в одном из соседних институтов.
Приходит Котик ко мне и говорит:
- На наших машинах слева и справа написано СПЕЦИАЛЬНАЯ,а надо чтобы было СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.Иди дай команду конструкторскому отделу,пусть вырежут трафарет из плотной бумаги,будем надписи переделывать.
- А зачем всё это нужно?-поинтересовался я,-По мне.хоть бы и вовсе никаких надписей не было.
- Понимаешь,-отвечает Котик,-Я в вопросе разобрался и выяснилось вот что,если машина СПЕЦИАЛЬНАЯ,то на ней можно ездить только по городу в рабочее время.Если же оформить автомобиль,как СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ,то на нём можно будет ездить,когда угодно:днём,ночью,в субботу и воскресенье...
Ну,что уважаемый читатель,уловили всю бюрократическую глупость игры слов? И ведь это кто-то догадался придумать.
Ну ладно,трафарет так трафарет-пошли к к конструкторам.А начальник конструкторского отдела был человек по природе немного ленивый и вместо того,чтобы взять два листа чертёжной бумаги и вырезать слова "СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ",поручил студентам практикантам сделать трафарет с одним словом-НАЗНАЧЕНИЯ.
Дальше всё произошло очень оперативно-главный конструктор передал трафарет художникам,те прилепили его к нашим машинам и прошлись белой краской.Сие деяние было преподнесено,как рационализаторское предложение с экономическим эффектом в пятьдесят процентов.
Вышли мы во двор и видим-на защитного цвета автомобилях крупными белыми буквами написано:

                СПЕЦИАЛЬНАЯ НАЗНАЧЕНИЯ

- Напрасно мы с тобой завтра в автоинспекцию поедем,ничего нам не оформят,номеров не дадут и отправят заново перекрашивать,-сказал Котик.
- А вдруг не заметят,-сделал я оптимистичное предположение.
- Где наша не пропадала,давай рискнём.
Ранним утром следующего дня,приехали мы в автоинспекцию,а там живая очередь на технический осмотр.Точнее никакой очереди,а полный хаос.
Стоим мы,своего часа ждём,а Котик опять нервничает:
- Эх,время мы зря теряем,первый же мент увидит эту неграмотную мазню и отправит нас восвояси.
В это время по коридору,звеня связкой ключей проходит грузный,среднего роста капитан с очень добродушным лицом.Капитан открывает дверь своего кабинета,садится за письменный стол и раскладывает на нём какие-то папки,бланки,бумаги.Потом он открывает сейф и достаёт из него канцелярскую книгу,и много всяких печатей круглых и квадратных.Долго,что-то ищет в ящике письменного стола и наконец извлекает из него двухцветный красный с синим карандаш.
Покончив с приготовлениями,капитан протирает платком стёкла в очках и обращается через открытую дверь к сборищу посетителей:
- Заходите па адна...
Во всей очереди никто не повёл ни ухом,ни глазом."Лингвистов" вроде нас среди посетителей не было.
- Я же говорил,что всё обойдётся,-вдруг воспрянул духом Котик.
Уж чего,а такой красивой развязки мы не ожидали.Через пару часов на наших уже красовались номера,с оформлением было покончено.
-Знаешь,я свой номер пересчитал:три,шесть девять,три,-в сумме получается двадцать один-это "очко",-говорит Котик.
- А тебе там случайно не сказали,какие дополнительные преимущества даёт такое "очко"?-спросил я.
Котик посмотрел на часы-
- Пренебрежение удовольствиями ради обязанностей разрушает психику.Давай-ка поедем в хинкальную,и обязательно возьмём с собой вашего главного конструктора,он очень толковый парень.
- А ещё надо пригласить нашего капитана,ведь правильно говорят,что незнание-это не грех,-ответил я и хотел было сделать шаг,как вдруг
- Конечно же правильно,-раздался за моей спиной голос невесть откуда появившегося капитана,-Только ещё большим грехом было бы перекрашивать двери на ваших машинах.Я знаете ли,Высшее автомобильное училище окончил в Рязани,так вот наш лектор по боевой подготовке,Вам за смекалку поставил бы пять.Действовать ведь всегда надо по обстоятельствам,как в разведке.Не так ли,ребята?-
"Товарищ Сталин,Вы большой учёный
Языкознаний,познавший толк...",послышалась из чьих-то Жигулей старая песня.

-----

Если писатель хорошо знает то о чем он пишет,он может опустить многое из того,что он знает и если он пишет правдиво,читатель почувствует всё опущенное так же сильно,как если бы писатель сказал об этом.
Величавость движения айсберга в том,что он на одну восьмую часть возвышается над поверхностью воды.

                / Эрнест Хемингуэй /
               
               
                2 мая 2007 год
                г.Тбилиси