Войны - 6

Малин -1
                ПОСЛЕ  БОЯ.  ДОСТАВКА  РАНЕННЫХ  В  ГОСПИТАЛЬ...


                ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ВОЙНА  1941-1945 ГГ.


                Каменец-Подольский котёл

 

4-6 марта 1944 года войска советских 1-го, 2-го и 3-го фронтов начали наступление с целью вытеснения немецких войск с Украины и Молдавии и выхода на территорию Польши и Румынии.

 

1-й Украинский фронт (командующий – маршал Жуков) наступал с 4 марта 1944 на примерно 400 км участке фронта от Луцка (на севере) до Ильинцы (на юге), в основном направлении на юг – Проскуров (ныне Хмельницкий), Черновицы. Этому фронту противостояли немецкие 4-я и 1-я танковые армии. Жуков планировал разгромить немецкую 4-ю ТА на севере, а затем ударом на юг (на Чертков) отсечь немецкую 1-ю ТА.

 

Наступление ударной группировки 1-го Украинского фронта  (3-я гвардейская танковая, 4-я танковая, 1-я гвардейская и 60-я армии) успешно развивалось до 7 марта, они продвинулись на 50-60 км, до рубежа железной дороги Тернополь – Проскуров. Однако там продвижение советских войск было остановлено немецкими 3-м и 48-м танковыми корпусами.

 

Как впоследствии написал маршал Жуков в своих мемуарах:

 

«7 марта  [1944 года] здесь завязалось ожесточеннейшее сражение, такое, которого мы не видели со времени Курской дуги.»

 

Советские 3-я гвардейская танковая и 4-я танковая армии, усиленные подошедшей 1-й танковой армией, всё-таки сломили сопротивление немецкого 3-го танкового корпуса (две танковые дивизии и батальон тяжёлых танков), и 21 марта вновь стали продвигаться на юг. 23 марта был взят Чертков, 25 марта – Проскуров, 26 марта – Каменец-Подольский.

 

Немецкая 1-я танковая армия (9 танковых и 10 пехотных дивизий, несколько отдельных танковых и артиллерийских подразделений, общей численностью до 200 тысяч человек) была отсечена. С востока подошли советские 18-я и 38-я армии, с севера – 3-я гвардейская танковая армия, с запада – 1-я гвардейская армия и 4-я танковая армия, с юга – 40-я армия (всего – около 350 тысяч человек). Советская 1-я танковая армия ушла на Черновицы.

 

Маршал Жуков считал, что проблем с разгромом немецкой 1-й танковой армии не будет, и ещё 25 марта доложил Сталину о своём намерении:

 

«По окончании ликвидации проскуровско-каменец-подольской группировки противника и после занятия Черновиц имею в виду провести операцию с целью разгрома львовской группировки противника и выхода войск фронта на государственную границу.»

 

28 марта Сталин утвердил эти планы Жукова (директива Ставки ВКГ № 202327).

 

 Однако в тот же день немецкая 1-я танковая армия начала выход из кольца окружения в западном направлении. Немцы прорвались через позиции советских 4-й танковой и 1-й гвардейской армий, и уже 31 марта заняли Борщёв (40 км западнее Каменец-Подольского).

 

Продвижению немцев препятствовали погодные условия – снегопады и распутица. Впрочем, на погоду жаловался и маршал Жуков, как на препятствие для применения авиации.

 

7 апреля войска немецкой 1-й танковой армии в районе Бучач (100 км западнее Каменец-Подольского) соединились с войсками немецкой 4-й танковой армии, успешно завершив прорыв. В ходе выхода из окружения 1-я танковая армия понесла довольно небольшие потери – 5.878 убитыми и пропавшими.

 

Через неделю, со взятием советскими войсками Тернополя, завершилась Проскуровско-Черновицкая операция. Запланированное маршалом Жуковым наступление на Львов – не состоялось.

 

Тем не менее, за эту операцию маршал Жуков был награждён орденом Победы (№ 1).

 

Генерал танковых войск Хубе, командующий 1-й танковой армии, также был награждён – Бриллиантами к Рыцарскому кресту с Дубовыми Листьями и Мечами, и произведён в звание генерал-полковника (впрочем, на следующий день, 21 апреля 1944, Хубе погиб в авиакатастрофе).