Война - 4

Малин -1
                ИТОГИ  ПЕРВЫХ  ДНЕЙ  ОККУПАЦИИ  ВРАГОМ  НАСЕЛЁННЫХ  ПУНКТОВ...



                ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ВОЙНА  1941-1945 ГГ.



                Бои в Белоруссии, зима 1943-44

Поводом к написанию этой статьи стало присланное мне по и-мэйлу письмо, в котором меня попросили рассказать о боях в Белоруссии в начале 1944 года, в которых пропал без вести дед человека, приславшего письмо. Как было написано - "в архивах его дальнейших следов не обнаруживалось - часть была расформирована, ту же информацию выслали родственникам его сослуживцев (пропал без вести по дороге в госпиталь). Попадали ли наши подразделения в то время в окружение в тех местах?"

Я постарался найти информацию о боях в Белоруссии в ту зиму, и оказалось, что в конце 1943 - начале 1944 там была одна из "незнаменитых" битв Второй Мировой, о которых мало написано, но в которых полегло немало сражавшихся…

К началу октября 1943 линия фронта установилась по Днепру - реке Сож (исключая Гомель) - реке Проня - Ленино - Красное - Рудня - Сураж - оз. Сенница - Новосокольники. Протяженность - около 750 км.

Там немецкой группе армий "Центр" на восточной границе Белоруссии противостояли четыре советских фронта - Калининский (3-я и 4-я ударные, 43-я и 39-я армии), Западный (31-я, 68-я, 10-я гвардейская, 21-я, 33-я, 49-я, 10-я армии), Брянский (50-я, 3-я, 11-я, 11-я гвардейская, 63-я армии), Центральный (48-я, 65-я, 61-я, 13-я армии). Всего 20 армий, но среди них ни одной танковой - все они были южнее, на Украине.

Этим четырем советским фронтам противостояли четыре немецкие армии - 3-я танковая и 4-я, 9-я, 2-я армии. (Следует заметить, что в немецкой 3-й танковой армии тогда вовсе не было танковых дивизий - только пять пехотных дивизий и четыре авиаполевых*, то есть это была самая слабая армия группы "Центр".)

Всего в группе армий "Центр" на линии фронта 4 октября 1943 было 43 пехотных дивизий, 7 танковых и танко-гренадерских (из них 17 дивизий считались kampfgruppe, то есть весьма ослабленными), а также 4 авиаполевых и 1 охранная дивизии, остатки 3 пехотных дивизий, бригада войск СС и кавалерийский полк - эти части практически не могли представлять боевой силы (артиллерии у них почти не было).

Советская Ставка Верховного Главнокомандования планировала, что к 10 октября 1943 будет взят Киев, после чего должно было начаться наступление Центрального фронта (20 октября переименован в Белорусский) с целью взятия Минска (директива Ставки ВГК № 30208 от 1 октября 1943) - расстояние 250-300 км. В тот же день Западному фронту была поставлена задача взять Вильнюс - 400 км, а Калининскому фронту (20 октября переименован в 1-й Прибалтийский) взять Ригу - 400 км (директива Ставки ВГК № 30210). В этот же день (1 октября 1943) директивой Ставки ВГК № 30209 упразднен Брянский фронт - этим и последующими распоряжениями 3-я, 11-я, 50-я, 63-я армии передавались Центральному фронту, 11-я гвардейская армия - Калининскому (Прибалтийскому) фронту, которому переподчинялась также 6-я гвардейская армия.

6 октября 1943 Калининский фронт начал наступление в направлении Витебск, Полоцк, Двинск, Рига силами 3-й и 4-й ударных, 6-й и 11-й гвардейских, 43-й и 39-й армий. (Кривошеев дает численность сил фронта, задействованных в операции, в 198 тыс. - но это без учета 6-й гвардейской и 39-й армий.) Фронту противостояла немецкая 3-я танковая армия. Упорные бои шли там до конца декабря, 3-я ТА была усилена ослабленной танковой дивизией, одной танко-гренадерской, одной егерской, кроме пяти пехотных дивизий была одна охранная и три kampfgruppe, при этом от ее четырех авиаполевых дивизий почти ничего не осталось. Как пишет Типпельскирх:

"когда давление в районе Полоцка стало слишком сильным, командование группы армий ввело в бой единственное оставшееся резервное соединение - танковую дивизию численностью в 500 человек и 20 танков, благодаря чему удалось ослабить нажим противника."

"История ВОВ": "К концу декабря советские войска выдвинулись на рубеж южнее Пустошки - Дретунь и далее на юго-восток до Западной Двины и восточнее Витебска. Их попытки охватить Витебск с юга не увенчались успехом. Противник здесь прочно закрепился и оказывал упорное сопротивление. Фронт на витебском направлении стабилизировался."

Максимальное продвижение составило до 75 км за 86 дней. По Кривошееву - потери советских войск в этой операции составили 43.551 безвозвратно и 125.351 санитарными - 85% от первоначального состава. По всей видимости, эти данные Кривошеева не полные - поскольку он не только не учитывает 6-ю гвардейскую и 39-ю армии Калининского (1-го Прибалтийского) фронта, но и 31-ю и 68-ю армии Западного фронта, также действовавшие южнее Витебска.

"История ВОВ": "Одновременно с наступлением на витебском направлении проводилась наступательная операция Западного фронта на оршанском и могилевском направлениях. … Для прорыва обороны противника на оршанском направлении командование Западного фронта создало ударную группировку в составе 10-й гвардейской, 21-й и 33-й армий". 

Эти три армии действовали на весьма узком участке фронта - до 45 км (а 15 октября 1943 Ставка ВГК директивой № 30225 распорядилась - "на фронте, ныне занимаемом 21-й и 33-й армиями (фронт 10 км), оставить одну армию в составе восьми стрелковых дивизий.")

В четырех наступательных операциях Западного фронта на оршанском направлении в октябре-декабре 1943 было потеряно убитыми 25.423 и ранеными 78.641 человек (по данным комиссии ГКО).

На гомельском направлении войска Центрального (Белорусского) фронта с середины октября к концу ноября 1943 оттеснили войска 9-й и 2-й немецких армий на глубину до 100 км на участке до 250 км фронта. 26 ноября 1943 был взят Гомель. При этом, как указывает "История ВОВ", немцы перебросили с участка Западного фронта две пехотные дивизии и бригаду СС.

Как отмечает Типпельскирх, советские войска нанесли удар сначала через Днепр и Сож, чтобы выйти к Речице, обойдя Гомель с юга. Гитлер запретил эвакуацию Гомеля, полагая, что его сдача отразится сильнее на престиже Германии, чем потеря Смоленска в сентябре 1943. В итоге 17 ноября с падением Речицы левый фланг немецкой 2-й армии был отрезан.

По Кривошееву в начале операции было задействовано 761.300 бойцов и командиров (да, цифра потрясающая, но так у Кривошеева), безвозвратные потери составили 21.650, санитарные 66.556 человек в период с 10 по 30 ноября 1943.

Итого - как написано в "Истории ВОВ" - "задача, поставленная Ставкой Верховного Главнокомандования, в основном была выполнена. В ходе этого наступления враг понес тяжелые потери. С сентября по декабрь 1943 г. советские войска разгромили до 40 дивизий группы армий "Центр", в том числе 7 танковых и моторизованных."

Правда, надо заметить, что Минск, Вильнюс и Рига были взяты только в следующем году. А в составе группы армий "Центр" 26 декабря 1943 на фронте оставалось 30 пехотных и 8 танковых и танко-гренадерских дивизий, а также 3 охранных, две венгерские дивизии и еще несколько небольших частей.

Примечательно, что немцы не разгадали стратегический замысел советской Ставки - они полагали, что "цель этих ударов, направления которых часто менялись, заключалась в том, чтобы глубоко охватить крылья группы армий "Центр" и прорывами с фронта охватить ее оборону. Наступлением на флангах русские стремились заставить немецкие войска распылить свои силы, наступление в направлении Могилева и Орши велось с целью перерезать исключительно важные коммуникации, проходившие параллельно линии фронта группы армий "Центр" и являвшиеся основными путями ее снабжения. Наряду с этим у противника, очевидно, было намерение сковать находившиеся здесь немецкие силы и не допустить переброски их на юг, где осуществлялись решающие операции русских войск." - Типпельскирх. (Эту же ошибку немцы совершат и в следующем году, в результате чего будет разгромлена вся немецкая группа армий "Центр".)

Как признает Типпельскирх - ситуация была фатальной - "к концу года [1943] после ряда исключительно критических недель, в течение которых [немецкие] войска напрягали буквально последние силы, удалось организовать сносную оборону."

 

1944

Как написано в 4-м томе "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза":

"на центральном участке советско-германского фронта, в полосе между Невелем и рекой Припятью, к началу 1944 г. действовали три наших фронта: 1-й Прибалтийский фронт - командующий генерал армии И.Х.Баграмян, член Военного совета генерал-лейтенант Д.С.Леонов, начальник штаба генерал-лейтенант В.В.Курасов - в составе 4-й ударной, 11-й гвардейской, 39, 43, 51 и 3-й воздушной армий действовал на витебском направлении. Западный фронт, командующим которым являлся генерал армии В.Д.Соколовский, членом Военного совета - генерал-лейтенант Л.З.Мехлис, начальником штаба - генерал-лейтенант А.П.Покровский, был развернут на оршанском направлении. В его состав входили 5, 10, 31, 33, 49 и 1-я воздушная армии. Белорусский фронт, включавший 3,48, 50, 61, 63, 65 и 16-ю воздушную армии, действовал на бобруйском направлении. Фронтом командовал генерал армии К.К.Рокоссовский, членом Военного совета был генерал-лейтенант К.Ф.Телегин, начальником штаба - генерал-полковник М.С.Малинин."

Этим трем советским фронтам (16 общевойсковых армий) по-прежнему противостояли четыре немецкие армии - 3-я танковая и 4-я, 9-я, 2-я армии. Согласно советским данным, в группе армий "Центр" было 63 дивизии, в том числе 6 танковых и 3 моторизованных, и 1 бригада.

Типпельскирх пишет, что там было 46 дивизий, укомплектованных в среднем на 50%, и кроме того часть этих сил передавалась соседям. Он указывает, что фронт группы армий "Центр" к тому времени удлинился до 1100 км - за счет советских прорывов на юге и севере.

На самом деле, число немецких пехотных, танковых и танко-гренадерских дивизий на фронте было даже меньше цифры Типпельскирха (а именно - 38), а несколько венгерских и охранных дивизий, а также казачьи, татарские, грузинские части и ост-батальоны из русских, украинцев и белорусов предназначались для антипартизанской борьбы в тылу группы армий "Центр", а не для действий на линии фронта. А цифру 63 дивизии действительно можно получить, если считать по номерам - в том числе остатки 5 пехотных дивизий, все охранные и венгерские дивизии, остатки авиаполевых и две дивизии ПВО.

По "Истории ВОВ" план Ставки на зимнюю кампанию 1944 предусматривал активные действия этих фронтов и выход на рубеж Полоцк – Лепель – Могилев - река Птичь (то есть продвижение до 50-150 км - несколько скромнее, чем по советским планам осени 1943).

"История ВОВ": "В начале января 1944 г. 1-й Прибалтийский фронт предпринял силами 4-й ударной, 11-й гвардейской, 43-й и 39-й армий наступление с целью окружения и разгрома крупных сил противника, нависавших над невельской группировкой наших войск, обхода Витебска с северо-запада и юго-востока и овладения городом. Тяжелые бои, длившиеся до 18 января, закончились разгромом в районе севернее Городка группировки вражеских войск, причем две дивизии из ее состава были полностью уничтожены [действительно,17 января1944 2-я авиаполевая, а 30 января 3-я авиаполевая дивизии были расформированы, их остатки переданы в 4-ю и 6-ю авиаполевые дивизии]. Войска фронта овладели Городком, перерезали железную дорогу Полоцк - Витебск, и заняли охватывающее положение по отношению к витебской группировке противника. Но полностью цели операции не были достигнуты. Тогда Ставка Верховного Главнокомандования привлекла к операции и Западный фронт, передав в его состав 39-ю армию из 1-го Прибалтийского фронта [директива Ставки ВГК № 220011 от 18 января 1944 на разгром витебской группировки противника]. 3 февраля наши войска возобновили наступление. 1-й Прибалтийский фронт наступал северо-западнее [7 февраля ему была передана 6-я гвардейская армия из состава 2-го Белорусского фронта], а Западный фронт юго-восточнее Витебска. Вновь завязались ожесточенные бои, которые, однако, не привели к выполнению главной задачи - овладению Витебском. Тем не менее советские войска нанесли поражение 3-й танковой армии противника, сосредоточившей в районе Витебска все свои 15 дивизий, 3 танковых батальона и 3 дивизиона штурмовых орудий, еще глубже охватили с северо-запада и юго-востока Витебск, а южнее его перерезали шоссе Витебск - Орша."

Западный фронт начал первое наступление на витебском направлении 23 декабря 1943. До конца марта 1944 в пяти операциях на этом направлении фронт потерял 33.717 убитыми и 121.453 ранеными (по данным комиссии ГКО).

Типпельскирх: "В первые месяцы нового года незатухающим очагом боев был район Витебска. После того как русские в декабре вышли к дороге Полоцк - Витебск и приблизились к шоссе Псков - Киев и проходившей западнее него железной дороге, они предприняли две последовательные операции с целью овладеть Витебском путем охвата его с двух сторон. Первая операция с небольшими перерывами, которые были необходимы русским для замены потрепанных дивизий свежими, длилась с 3 по 18 января. Единственным успехом этих наступательных действий, как всегда проводившихся при самой интенсивной поддержке артиллерии и не щадя крупных масс живой силы, явилось то, что русские перерезали шоссе Псков - Киев южнее Витебска. На отдельных участках они вышли здесь также к реке Лучеса и даже продвинулись за железную дорогу Орша - Витебск.

Вторая операция проходила с 3 по 17 февраля. На этот раз немецким войскам пришлось до предела напрягать все свои силы, чтобы удержать оборону северо-западнее и юго-восточнее города, где она неоднократно находилась на грани прорыва. Хотя при этом немцы понесли тяжелые потери, однако им удалось не допустить решающих прорывов противника, бросившего в наступление пятьдесят три стрелковые дивизии, десять танковых бригад и три артиллерийские дивизии. Но силы немногочисленных немецких дивизий, державших оборону по широкой 70-километровой дуге вокруг Витебска, были истощены. Командование армии срочно запросило разрешения отойти на "пригородный рубеж", протяженностью лишь в 30 км. Разрешение было дано, но с условием, что Витебск как "последний крупный русский город по психологическим соображениям должен быть удержан любой ценой". До весны бои за Витебск велись лишь спорадически, ни по продолжительности, ни по напряженности не достигая былого размаха."

Помимо витебского направления, Западный фронт провел две наступательные операции на оршанском направлении - 22-25 февраля 1944 и 5-9 марта. Успеха они не имели (согласно комиссии ГКО), потери составили 3.186 убитыми и 10.118 ранеными. В февральской операции части 52-го укрепрайона попали в окружение.

2 января 1944 Ставка директивой № 220000 приказала Белорусскому фронту не позднее 8 января начать наступление, разбить мозырьскую группировку противника и к 12 января овладеть Калинковичами и Мозырем. В дальнейшем наступать главными силами фронта на Бобруйск и Минск (150-200 км), частью сил действовать вдоль реки Припять на Лунинец (180 км).

Как написано в "Истории ВОВ": "В тяжелых боях наши войска прорвали оборону 2-й немецкой армии и 14 января овладели областным центром Белорусской ССР городом Мозырем и крупным железнодорожным узлом Калинковичи."

По Кривошееву, в Калинковичско-Мозырьской наступательной операции Белорусского фронта первоначально было задействовано 232.600 бойцов и командиров, с 8 по 30 января 1944 безвозвратные потери 12.350, санитарные 43.807 человек.

Типпельскирх: "Атаки здесь начались 8 января из района южнее Березины, а затем и еще южнее, на фронте 2-й армии, занимавшей особенно невыгодные позиции севернее и южнее Мозыря. Связь с группой армий “Юг”, нарушенная в начале ноября в результате неудач 4-й танковой армии, с тех пор так и не была восстановлена. Закрыть образовавшуюся здесь брешь, вновь создав тем самым сплошной фронт, главное командование сухопутных сил считало задачей невыполнимой; по его мнению, необходимо было довольствоваться обеспечением бреши подвижными частями. Использовать для этой цели несколько венгерских дивизий, находившихся в районе Припятских болот, не представлялось возможным, так как венгерскому правительству было обещано, что эти дивизии из-за слабой их оснащенности будут использованы не на фронте, а лишь для борьбы с партизанами. При первом же появлении русских войск венгры отходили на запад, оказавшись в начале января уже за рубежом Сарны, Лунинец: на их участке давали себя знать отголоски русского наступления на фронте группы армий “Юг”.

Свои атаки против смежных флангов 2-й и 9-й армий южнее Березины русские сочетали с броском кавалерийского корпуса на Мозырь и Петриков. Если бы этому корпусу удалось перерезать неудобно расположенные коммуникации 2-й армии, шедшие из Мозыря на Пинск, снабжение армии было бы сорвано, ибо связи со Жлобином уже не было, а ведущая из Бобруйска в юго-западном направлении железная дорога находилась в руках крупных партизанских отрядов. К 11 января русские добились между Мозырем и Березиной такого значительного вклинения, что 2-я армия оказалась глубоко обойденной с севера. Одновременно русская кавалерия теснила немецкие войска в направлении Петрикова. Гитлер вначале категорически запретил отход попавшей в тиски 2-й армии. Однако 13 и 14 января она все-таки вынуждена была под напором противника в исключительно тяжелых условиях отступить, и лишь поэтому ей в самый последний момент удалось избежать окружения. Русские же, когда их надежды на успех не оправдались, в дополнение ко всему перенесли центр тяжести своих ударов на 9-ю армию в районе непосредственно южнее Березины. До конца месяца обеим немецким армиям благодаря неоднократным отступательным маневрам удавалось сохранять временами прерывавшуюся между ними связь. Севернее Березины русские вплоть до 10 февраля также предпринимали атаки, не принесшие им, однако, решающего успеха. Затем после десятидневной паузы они попытались взять в клещи Бобруйск, возобновив свои атаки против южного фланга 9-й армии и одновременно нанеся удар с востока по ее северному флангу. Этим наступлением они одновременно рассчитывали добиться окружения большей части основных сил 9-й армии, располагавшихся между Днепром и Березиной. 19 февраля русские войска перешли в наступление по обе стороны Березины, а двумя днями позже форсировали Днепр севернее Рогачева, с первой же попытки добившись здесь неожиданно глубокого вклинения, которое они немедленно стали расширять в северо-западном, западном и южном направлениях. Спешная эвакуация рогачевского плацдарма спасла находившиеся там части 9-й армии от уничтожения и позволила командованию армии высвободить достаточное количество сил для восстановления нарушенной связи с 4-й армией по нижнему течению реки Друть. В результате отхода вдоль Березины до района Паричей и подготовки нового оборонительного рубежа южнее Рогачева, примыкавшего еще к Днепру, а западнее Друти соприкасавшегося с линией обороны 4-и армии, удар русских был отражен."

21 февраля 1-й Белорусский фронт начал наступление на Рогачев. После трех дней ожесточенных боев он был взят.

"История ВОВ": "Таким образом, 1-й Прибалтийский, Западный и 1-й Белорусский фронты не полностью выполнили поставленные перед ними задачи. Объясняется это прежде всего тем, что Ставка, поставив фронтам немалые по глубине задачи, не обеспечила их соответствующими силами и средствами, в частности танками, боеприпасами и горючим."

"15 апреля все три фронта, действовавшие на центральном участке советско-германского фронта, перешли к обороне и начали подготовку к летнему наступлению." [1-му Прибалтийскому фронту Ставка приказала перейти к обороне 2 апреля 1944.]

 -------------------

* авиаполевые дивизии формировались из наземного персонала люфтваффе, по штату должны были иметь 7 тысяч человек личного состава - два пехотных полка двухбатальонного состава и один артбатальон.