В офицеры через тапочки

Лилия Гнатюк
Давно это было,  в конце шестидесятых прошлого столетия. 

Поздно вечером он с горечью покидал город Тамбов. В голове сверлила одна только мысль: «Не бывать мне  никогда военным». 
Молодой паренёк зашёл в общий вагон пассажирского поезда,  место его было занято. Кругом бабульки,  навьюченные кошёлками и узлами,  куда-то  ехали.  Закинув на третью полку свой нехитрый скарб и сам,  забравшись туда же, уснул крепким сном.
Утром, проснувшись,  увидал, что и теперь  бабулек не поубавилось, поэтому решил позавтракать там же, на третьей полке. Порывшись в своём картонном, потёртом чемодане, нашёл буханку душистого армейского хлеба, выданного накануне старшиной и шмат сала, который ему дала мать  в  дорогу ещё  десять дней тому назад.   
Поезд медленно тащился, останавливаясь у каждого столба, а бабульки всё неугомонно кудахтали и кудахтали что-то о своём.  Удручённо свесив голову с верхней полки и откусывая поочерёдно хлеб и сало, паренёк смотрел в окно. Перед его глазами мелькали станции, деревушки, леса, перелески.
А, вот и девушки  в лёгких ситцевых платьицах стоят на косогоре и  машут  руками, пролетающему мимо них, поезду.
Паренёк вспомнил своих пацанов, родную деревню, которая граничит сразу с четырьмя республиками: с Украиной, Россией,  Польшей и Литвой.
Увидев  девушек, у юноши защемило сердце, он вспомнил соседскую девчушку, вспомнил ямочки на её  щеках  и большие  голубые глаза, словно, небо в ясную погоду.  Почему-то всякий  раз при виде её  у него горели щёки и уши.    
Всю дорогу парня  мучило; как же он приедет домой,завалив экзамены в военное училище.Отец, его, с фронта вернулся офицером, в чине старшего лейтенанта и очень хотел, чтобы сын тоже стал офицером. Паренёк очень гордился своим отцом, который воевал за Родину, и по праздникам на груди отцовского  кителя сиял орден за Победу.               
Прошло немало времени, вдруг, в дрёме, парень  услышал прокуренный голос пожилой проводницы:  «Граждане пассажиры подъезжаем к Москве».
Юноша  вышел из вагона на перрон,  сразу на него пахнуло душным, московским, летним  днём.  Уже вечерело, но  ещё  было светло. В зале Казанского вокзала нашёл  нужную   кассу и взамен воинскому  требованию от миловидной кассирши получил билет до станции с женским именем, Лида. 
Поезд отправлялся в час ночи и,  поэтому  времени у него было уйма.  Далеко от вокзала уходить он не решался, вспомнив материнский наказ. Побродив по огромному залу, нашёл на скамейке  свободное местечко.  В животе что-то вдруг заурчало, и как назло, где-то рядом,  вкусно пахло жареными пирожками. 
Юноша вспомнил, что и сало и хлеб у него закончились ещё в поезде.  Засунув руку в карман своих брюк,  нащупал  мелочь. Посчитав её на ладони, прикинул; если по восемь копеек, то  хватит с десяток   пирожков с капустой.   
Оставив без присмотра свой чемодан, тут же, в буфете, купил целый газетный кулёк вкусно пахнущих пирожков, стал жадно их уплетать. Когда он вернулся, то заметил, что  на противоположной скамейке сидели три курсанта. Юноша  с завистью смотрел на  их красивую  военную  форму.
Тут один курсант заметил на себе пристальный взгляд  паренька,   весело ему подмигнул, спросил: «Что, нравится?»  «Да, - ответил он, - только не повезло мне, вот возвращаюсь из Тамбова домой, провалился».   
«А, ты в, наше,  поезжай, в Вольское. Поступишь» - сказал один из них.
«Вряд ли, да и денег нет»- ответил паренёк.   
Пошептавшись с друзьями, курсант-весельчак протянул ему свои проездные документы  на обратную дорогу. «Да что вы, ребята, не надо, поеду домой» - с досадой  сказал паренёк…
И вот он прибыл в город Вольск. Снова экзамены и снова провал…
Не сдавших экзамены новобранцев построили в колонну по четыре человека в шеренгу, примерно с сотню человек, вывели строем за территорию училища для отправки домой. Прошагав по пыльной дороге с полкилометра в сторону вокзала, ротный скомандовал: «Рота!  Стой! Раз-два. На пра-во. Раз-два!»
Перед ротой   вышел уже полнеющий седой  майор и спросил: «Кто из вас хочет остаться учиться два шага вперёд».  Из строя вышли шесть человек. Белорусский паренёк  уже твёрдо решил ехать домой.  И тут он  увидел  на своих ногах кожаные тапочки, вспомнив, что вчера кто-то украл у него ботинки. С досадой подумал: «Жалко, хоть и старенькие, но ещё были крепкие». Хотел тоже у кого-нибудь «одолжить» ботинки, но кроме армейских потёртых тапочек в казарме ничего не нашёл. 
И тут его осенило,  как же он поедет в тапочках через Москву?
От этой мысли его ноги невольно сделали два шага вперёд. 
Седой майор скомандовал желающим учиться: «Кру-гом. Раз-два.  Ша-гом марш!»
Семеро смелых  снова пересдавали экзамены, и вот они зачислены в училище.
Новоиспечённый курсант тут же написал письмо родителям, в котором с гордостью сообщил, что успешно сдал экзамены, стыдливо умолчав о происшедшем…
Заклеивая  письмо, мысленно поблагодарил того, кто украл у него ботинки.
Так украденные ботинки сыграли огромную роль в  жизни деревенского паренька.
Он стал достойным офицером и верно служил Родине.