О самоугождении

Екатерина Щетинина
Недавно прочла здесь на сайте «Послание от Иисуса Христа», комментарии к Евангелию, переданные через некоего  молодого человека. Оставим в стороне вопрос о достоверности этого текста. Несколько слов по его сути-содержанию. Он, этот длинный-длинный текст призывает нас, всех землян к Любви, Добру и Свету, а также всеобщему прощению. Замечательно! Мол, это и есть  Иисус Христос – Свет, Путь, Истина и т.д.  Никаких возражений! Кто же будет спорить? И ещё  этот новый канал Господа Бога призывает ИЗУЧАТЬ Учение Христа. Тоже согласна полностью. Однако послание совершенно не говорит, КАК его изучать? И КАК претворять в жизнь? Метода отсутствует. И тогда все призывы повисают где? Да, везде. Или нигде.

КАК это - конкретно любить всех? Подойти и обнять первого попавшегося? Здорово будет! Лежать на печи и светло плакать от любви к человечеству? Тоже сомнительный вариант. И потом, кто ты, чтобы все вокруг радовались и принимали твою любовь? Верили и чувствовали, что она – чистая, что она – от Бога?
Словом, вопросов много.

Но не критиковать собираюсь и не казнить (Боже сохрани!) авторов данного Послания. Только миловать. Они ведь хотели Добра! Верю. И поэтому хочу лишь добавить несколько методических положений по «изучению Учения Христа».   

Правильно пишется, что пока ты не полюбишь себя, ты не можешь любить других. Этот тезис  всем нам нравится. А что такое любить себя? Где найти ответ? Начать самому философствовать и обсуждать это с себе подобными? Не выход. Проходили. Болтовня и пустое времяпрепровождение. Иногда для ответа требуется вся жизнь. Спрашивается, зачем изобретать то, что уже давно и проверенно работает? Ответ есть - у святых отцов.

Дело в том, что чтобы понять-раскодировать слова Писания, включая и эту фразу, надо быть святым, праведником. В этом секрет Библии и прочих настоящих, а значит, сакральных Учений. Святое скрыто от нечистого - взора, рук и пр.
Обычный человек, то есть, не очищенный (в Писании он называется ветхим), не прочтёт такое учение никогда. Он его переврёт и истолкует - причём обязательно в угоду себе. Вот мы и подошли к одному из методических положений вплотную.

САМОУГОЖДЕНИЕ. Есть такое слово в языке святых отцов. Не у нас. Нам это слово не нравится. Поэтому мы его и не слышим-не видим. Закон такой есть для обычного человека – видим и слышим то, что НАМ НРАВИТСЯ, и скорее мы будем изучать (нравится!) космос и лунные кратеры, чем свою собственную душу с ее строением, впадинами и холмами. Но нравится или нет, а оно, это слово и явление,  как раз и господствует – латентно, скрыто, то есть, тихой сапой. И происходит вот что – под любовью к себе мы начинаем понимать… именно! Самоугождение. И это страшно. Потому что от этого хитрого червячка растут все прочие,  дорастая до таких разрушительных гидр, как  эгоцентрическая гордыня,  насилие всякого рода,  демонизм, тирания и пр. Причины кровавых войн и расправ - самоугождение, причны упадка родов и царств - оно же...

Коварство этого явления  в том, что оно безобидно на вид и плохо распознаваемо. Но в конечном счете оно как раз и уничтожает любовь ко всем остальным. Напрочь! Как сорняк, мешающий угождать самому себе.
Незаметно – потому что, на первый взгляд, мы делаем добро, служим другим, семье,  корпорации, даже стране, служим литературе, искусству, науке, отдаем на это время жизни, сон и т.п. ценности. Ничего подобного! Если быть до конца честным, то мы, как правило, угождаем себе и только себе. Не Богу! Самовыражаемся, самореализуемся – вроде бы неплохие вещи. Но посмотрите : мы почти всё время  ублажаем себя  и угождаем себе – хотя иногда более тонко, чем  просто ублажая своё чрево или другие места-органы. Глаза, например, делая им приятно. И отворачиваясь от не-приятного… Калек, бездомных, алкашей, да мало ли! Просто бедных и плохо одетых. Тех, кто нам не нравится, не приятен.

Когда самоугождение не получается, нечем себе любимому угодить - нам становится скучно.

Более того. Самоугождение – ведёт неминуемо к отрицанию Бога и Иисуса Христа. Потому что БОГ – это всё то, что не наша самость, не Эго. Бог -  это его антипод.  И страшно то, что человек, вроде бы, по видимости, служа Богу, опять-таки незаметно может скатиться к тому  же самоугождению. Пусть и на другом витке. Типа того: «Отстаньте, гражданка, я служу самому Богу (можно заменить на Президенту,  Главнокомандующему и прочим Архиличностям – не важно) а вы тут лезете со своими проблемами!»  Вот вам и любовь к ближнему, о которой просто изболелось сердце у всех «контактёров с Господом». Примеров таких несть числа - оглянитесь. И даже у искренне верующих – в Аллаха, Кришну, Деву Марию, в рыночную экономику или коммунизм.

Так вот давайте прочтём, что об этой убийце Любви -  самоугождении - пишут святые отцы православия, например, Феофан Затворник. Те, которым – по их детской простоте и житии в чистоте душевного смирения и  непрестанной молитвы уже высветилось-приоткрылось Слово Христова Учения. И узнаем у них, а как отличить самоугождение от угождения Богу – не просто другим людям, детям, например, делая из них божка-пупа Земли? Иными словами, КАК любить по-божески всех – реально, если мы действительно, а не на словах этого хотим…

Феофан Затворник не зря поместил перед описанием самоугождения как свойства падшей души главу «О хранении ума от бесполезного ведения и праздной  пытливости», где советует следующее;
«Блюдись, возлюбленный, со всем вниманием от любви или отвращения к какой-либо вещи по страсти - прежде, чем успеешь её добре рассмотреть при свете разума и правого слова Божественных Писаний, благодати и молитвы, дабы не погрешить и не счесть истинно доброго за худое и наоборот.
Как необходимо блюсти ум от неведения, так  равно необходимо блюсти его от  многоведения и любопытства , ибо как скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая суетных, непотребных и вредных, мы сделаем его (наш ум) безсильным, и он не может уже добре уразумевать, что пригодно к истинному нашему самоисправлению и совершенству.

Сказания о бывшем и новые сведения да мимоидут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было. Возлюби же внимать духовным вещам и изучать их, и ничего в мире не хоти знать, кроме того, что требует от тебя Господь Иисус Христос. ВСЯКОЕ ДРУГОЕ РАЗСЛЕДОВАНИЕ И РАЗУЗНАВАНИЕ ЕСТЬ ПОРОЖДЕНИЕ И ПИЩА САМОЛЮБИЯ И ГОРДОСТИ – это узы дьявола, который видя как воля тех, кто внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб овладеть ими. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем из них, которые остроумны и скоры на выскооумничанье. И они, увлекаясь удовольствием  иметь и разсматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту сердца… Чем и  делают себе идола из своего ума. А вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя,  вдаются в помысл, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других. Когда же это око души – ум, помощью которого человек может  узнавать и исправлять гордость воли, сам ослеплён гордостью и остается неуврачеванным, то кто уврачует и волю? И бывает тогда внутри все разстроено и притом так, что негде и некому пластыря приложить.

… Кроме обучительного упражнения ума, надлежит тебе управлять и волею своею так, чтобы НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ЕЙ СКЛОНЯТЬСЯ НА ПОЖЕЛАНИЯ СВОИ, а напротив, вести е к тому, чтобы она совершенно единою была с волею Божиею… для той единой цели, чтобы угодить Ему от чистого сердца.. 

Для устояния в каковой мы имеем выдерживать более сильную борьбу с естеством своим, нежели при всем том, что говорено выше (здесь речь идёт о прочих наших животных свойствах – самоволии, лености и т.п.). ИБО ЕСТЕСТВО НАШЕ ТАК СКЛОННО К УГОЖДЕНИЮ СЕБЕ, что во всех делах своих, даже самых добрых и духовных, ищет успокоения и услаждения себя самого, и этим, незаметно и утаено, похотливо питается как пищею.

Далее Св-ль Феофан называет это прелестью или прельщением. Иначе, ложью о себе самом.

Чтобы одолеть самость, нужны не порывы страсти, а самопринуждение к здравому разсуждению о последствиях твоего делания:
«почему я и говорю, что не должно нам только желать, чего хочет Бог, но надлежит еще желать сего, как, когда, почему и для чего хочет того Он. И апостол заповедует нам: «… не сообразуйтесь веку сему, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, во еже (чтобы) искушати  (узнавать) вам, ЧТО ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯ, И БЛАГАЯ, И УГОДНАЯ, И СОВЕРШЕННАЯ (Рим., 12.2).» Ибо если в деле будет недостаток хоть по одному такому обстоятельству, в него могут прокрадываться своего рода льщения нашей любви к себе и самолюбия, так как часто имеем мы в виду паче собственное наше благо для себя самих, чем волею Божьей для Самого Бога.» Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается, и по видимотси так ведет дело, что нам кажется, что единственная цель у него – благоугождать Богу, чего поистине нет.

Чтобы избежать такого самопрельщения, исключительное средство – чистота сердца.
Итак, брате мой, если желаешь ты предохранить себя от таких препон на пути к совершенству, чтобы желать и делать всё ….. только во славу Божью, поступай следующим образом. Вначале всякого дела надлежит тебе совлещись, сколько возможно собственного хотения и не желать ни делать, ни отклоняться от дела. Когда предлежит тебе дело, согласное с волей Божьей и само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом к Богу, чтобы уяснить – что есть прямая воля Божья на то и что это Ему благоугодно». «Трижды помолись, говорят великие старцы Варсонофий и Иоанн, и потом, куда склонится сердце твое, то и делай. Не следует забывать, что при этом должен ты поверять советом и разсуждениям опытнейших (духовников, старцев).
Григорий Синаит пишет по этому поводу: «Каждочасно внимай настроению воли своей с тщательным разсмотрением, куда она клонится: по Богу ли, ради самого добра и для пользы душевной сидишь ты безмолвствуя, поешь, читаешь, молишься и другие проходишь подвиги, чтобы иначе без своего же ведома не окрадывать тебе самого себя» (Добротолюбие, Г.19, с.916).

Посему, кто не внимает добре сему, тот после того, как начнет делать какое дело с единственной целью благоугодить Господу, потом мало-помалу нечувствительно вводит в то дело и самоугодие, находя в нем и своим пожеланиям удовлетворение и это в такой степени, что уже совсем забывает о воле Божьей. И связывается он таким услаждением так сильно, что если Сам Бог воспрепятствует ему исполнить его или посредством болезни какой или искушением от людей и бесов, он возмущается против того весь и нередко осуждает то одного, то другого, что послужили ему препоной в любимом ему  течении дел, иной же раз ропщет и на самого Бога, что служит явным признаком, что их сердечное настроение не Божие, а породилось от поврежденного и гнилого корня САМОЛЮБИЯ,
И еще советует Святитель: если ты подвигаем сознанием воли Божьей и угождения Ему, то ты никогда не будешь «вожделевать одного дела больше другого» – к примеру чтения книги, пусть даже духовной –  больше мытья полов, считать одно высоким, а другое - низким. И выбирать себе более приятное…

И последнее в этой главе книги Феофана Затворника.

«Это побуждение и цель – благоугождать Богу – и и познать никому невозможно вполне, КАКУЮ ИМЕЕТ СИЛУ и мощь в духовной жизни нашей. Ибо пусть какое-либо дело будет простым и последним, но творящимся единственно для благоугождения Богу и во славу Его, то оно несравненно ценнее в очах Божьих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые НЕ С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ.
Этот подвиг сначала покажется тебе трудным, но потом сделается легким и единственно удобным, если будешь непрестанно упражняться в таком духовном делании, и во-вторых, всегда возгревать в себе живое устремление сердца к единому совершеннейшему благу, достойному того, чтобы Его искать для Него Самого»

____________
Цит. по «Невидимая брань». Пер. с греч. Св. Феофана Затворника, С.48-62.

          Ремарка автора (простите, терпеливые читатели, уже надоела, наверное): и это изучение всего лишь одного слова из «Учения Христа»! Проще говоря, какая «любовь ко всем» без самодисциплины?!?! И очистки ума от красивых слов-заблуждений и прочих современных пут-заморочек...