Лживые дети

Алексей Гадаев
Лживость детей вызвана:
*боязнью наказания;
*стремлением привлечь внимание к себе окружающих;
* желанием скрыть свой или чужой неблаговидный проступок
Важно объяснить ребенку, что его стремление соврать отягощает совершенный проступок и в итоге не принесёт ничего полезного или приятного. Обман может привести к большим неприятностям, чем "горькая"  правда. Русский "авось" пронесет получает всё большее распространение среди современной молодежи.и увеличивает привлекательность лжи и жульничества. Если говорить о мере вранья и безмерного переверания, то некоторые дети живут и этим красивым враньём: "Не любо не слушай, а врать не мешай". Обвести учителя вокруг пальца у таких детей - круто! Да еще если не хочешь слушать,как другие врут - ври сам!" Количество учеников, признавшихся. что они жульничали на контрольной работе или экзамене с каждым годом возрастает [М. Борба. Нет плохому поведению.М.:"Вильямс", 2005.с.180]. Далее М.Борба пишет: "учителя утверждают, что жульничество широко распространено даже в младших классах. Конечно маленькие дети не обладают опытом и способностью понять, что нечестность и ложь - это плохо, но сказанное вовсе не означает, что мы должны этому попустительствовать"( там же, с. 180). Психолог в школе может позаботиться о том, что бы дети выросли порядочными людьми.
М. Борба предлагает семь советов, как бороться с нечестностью:
*1. Предполагайте честность и требуйте правдивости ("Все учащиеся нашего класса всегда должны быть честными друг с другом");
*2. Укрепляйте честность (Я как учитель [родитель, воспитатель] ценю твою честность и рассчитываю, что ты скажешь правду");
*3. Задавайте вопросы по этике поведения ("Это было правильно?" "Как ты думаешь, что меня беспокоит?" "Что будет, если все в нашем классе станут всё время обманывать [или жульничать]?" "Если ты не будешь держать слово, как я смогу верить тебе?" "Что бы ты чувствовал, если бы обманывал тебя?" "Как ты думаешь, что я чувствую, когда вижу, что меня обманывают?");
*4. Не реагируйте слишком остро на преувеличение и искажение правды ("И этой не правдой ты хочешь привлечь к себе внимание?" "Тебе приятно так думать?".
*5. Объясните ребенку разницу между истинным и придуманным ("Это преувеличенная правда или ты это придумал [присочинил]?".
*6. Объясните почему нечестность - плохо ("Эта привычка преувеличивать несправедлива к честным ученикам!" " Как ты думаешь твоё "присочинение" справедливо по отношению к другим ученикам, которые учатся честно?") .
*7. Установите штрафные санкции за повторяющую нечестность (лишение желанной привелегии или любимого занятия)[там же с 180-181].
Жульничание на контрольной или экзамене должно привести к повторным экзаменам или к соглашению о дальнейших мерах борьбы с нечестностью.

P.S.
Канадские ученые утверждают: чем раньше ребенок начинает врать, тем более успешной будет его взрослая жизнь.

Ученые опираются на теорию, что умение лгать до двух лет является признаком стремительно развивающейся мозговой деятельности. Эксперты утверждают, что из таких детей вырастут умные взрослые.

"Почти все дети врут. Те, у кого лучше идет когнитивное развитие, и врут лучше. Вероятно, в будущем такие дети станут банкирами", - считает доктор Кэнг Ли из университета Торонто.

Причем играет роль еще и умение красочно приврать. Чем "богаче" ложь ребенка, тем более развиты когнитивные способности ребенка.

Приводим данные статистики: до двух лет врут 20% детишек, в трехлетнем возрасте их уже 50%, а к 4 годам мастерски привирают уже 90% детей.

Самый же непредсказуемый возраст - 12 лет, в этот период жизни лжет практически каждый ребенок. Затем к 16 годам врунов становится меньше - говорят неправду около 70% подростков.

В исследовании канадских ученых приняли участие 1200 детей в возрастном интервале от 2 до 16 лет.