Четвёртый ледниковый период

Всеволод Шипунский
Об одном забытом проекте.

*     *     *
Сейчас вот смотрел фильм о грядущем Великом оледенении... О нём и пойдёт речь.

Название «четвёртый ледниковый период», которое я здесь употребляю, чисто условное, взятое, конечно, у Абэ Кобо. Роман его был написан давно, в пятидесятых; тогда считали, что в истории планеты было три великих оледенения, а следующее, стало быть, четвёртое.

Сколько же их было на самом деле - чёрт знает… Множество. Известно только, что следуют они друг за другом периодически, причём, что интересно, период этот уменьшается!

Фильм, конечно, популистский; автор хочет попугать обывателя: это фильм-страшилка… Но по расчётам климатологов всё ведь так и будет!
 
Единственным источником тепла, единственным «радиатором», обогревающим Европу, является Гольфстрим, а он гибнет – гибнет неотвратимо… Имеет место парадоксальная ситуация: глобальное потепление ведёт к глобальному оледенению. Антропогенные факторы и парниковый эффект ведут к таянию полярной ледяной шапки, она сокращается прямо на глазах - из космоса это прекрасно видно. Это ведёт к уменьшению солёности северных холодных вод: их плотность уменьшается, и они поднимаются к поверхности. И если раньше они текли навстречу тёплому Гольфстриму под ним, по дну, образуя кольцевое течение, то теперь потекут поверху, прямо ему в лоб.
 
Тёплое течение, согревающее Европу, а заодно и всё Северное полушарие, будет разрушено. Да оно уже рушится… Неожиданно и очень быстро, в течении одного-двух лет может наступить четвёртый ледниковый период: северное полушарие покроется нетающей коркой льда.

Летом, по расчётам, будет градусов 20 – минус, естественно, а зимой и вовсе 50-60. Длиться, правда, это будет не вечно, а только пару тысяч лет, но этого вполне достаточно, чтобы задаться вопросом: сможем ли мы, т. е. человечество в целом выжить?

Авторы, чтобы внести в фильм немного оптимизма, переносят съёмки в чукотский чум, показывая, что вот, мол, живут же люди в условиях вечной мерзлоты, и ничего…
 
Но это, конечно, вздор: в условиях оледенения не выживут и чукчи. Северные народы, чтобы жить, ловят рыбу, в море бьют китов, разводят оленей; а оленю нужен ягель, который вырастает в тундре.
А теперь представьте, что нет ни морей, ни рек, ни тундры. Всё покрыто толстым слоем льда и снега, который всё нарастает и нарастает...

*    *    *
Сможет ли социум вообще существовать в таких условиях? Сможет, если у него будет энергия.
 
Энергию мы, в основном, добываем из земли – это уголь, нефть, газ и, конечно, уран. Есть ещё гидроэнергетика – энергия рек, преобразованная в электричество. В условиях оледенения рек уже не будет (промёрзнут до дна), но шахты, скважины и рудники должны будут работать с предельной мощностью.
 
Видимо производство да и жизнь вообще перейдёт под землю, там теплее. Человечество постепенно начнёт зарываться в тело планеты… Численность населения конечно уменьшится - уменьшится на порядок, а то и на два.

Особое значение приобретёт атомная энергетика, которая не требует постоянной доставки топлива: загрузил станцию обогащённым ураном и лет десять, а то и все пятьдесят можно не беспокоиться. Но дело даже не в этом...
Мы ведь знаем, что запасов углеводородов в земле хватит ненадолго – во всяком случае не на тысячи лет. Другое дело – уран! Его запасов (в пересчёте на киловатт-часы) гораздо более. Итак, атомные электростанции - вот основа энергетики Четвёртого ледникового периода.

Ну, допустим, что проблема с энергией решена. Но есть ещё проблема – питание. Сельское хозяйство! без него человечество жить не сможет.

Но какое может быть сельское хозяйство, если – оледенение?? Все территории под ледовым панцирем, температура всегда минусовая. Как выращивать хлеб свой насущный? Как и на чём растить животных?

Тут-то и вспомнился мне один довольно странный проект, о котором читал я когда-то в детстве, в каком-то техническом журнале. После никогда о нём ничего не слышал.

- Зачем так нерационально расходовать земли под сельское хозяйство? - задавались вопросом авторы проекта, когда о ледниковом периоде ещё не было и помина. – Ведь огромные территории заняты полями, пастбищами и сельхозобъектами. Почему бы всё это не унифицировать?

По их расчётам, если взять квадрат земли всего лишь десять на десять километров, надстроить над ним ещё десять этажей и отвести это сооружение под сельское хозяйство, то такой площади хватило бы, чтобы прокормить всю страну!

Действительно, это тысяча квадратных километров плодородной почвы под крышей, где можно легко регулировать климатические условия: температуру, освещённость, влажность. Можно по расписанию включать дождь, солнце или ветерок, и снимать по три-четыре урожая в год. Несложно развести нужных насекомых для опыления. Там же будут пастись тучные стада.
 
В условиях Четвёртого ледникового это был бы рукотворный оазис природы, атомный рай, окружённый ледовым хаосом!

И вот тогда-то сельскохозяйственный труд станет самым завидным и привилегированным, ибо это будет труд в раю... Тут сразу вспоминается четвёртый сон Веры Павловны.

…А почему бы и вообще не жить в такой замечательной искусственной природной среде??