Победа - 5

Малин -1
                ВЕТЕРАН  ВОЙНЫ  -  ВОИН  И  ПОБЕДИТЕЛЬ  ПРОШЕДШЕЙ  ВОЙНЫ.





                Победа оружия и веры.

О роли Православной Церкви в ВОВ

Нательный крест на одной цепочке с жетоном «смертника», спрятанная в нагрудный карман гимнастерки иконочка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», который солдаты называли «живые помощи»,– полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками. А сколько рассказов «как Бог спас» передавались из уст в уста. Как, уходя в разведку, шептали: «С Богом!», как молились втайне перед началом наступления и крестились уже в открытую, поднимаясь в атаку, и как пронзало радиоэфир предсмертное: «Господи, помилуй!». Хорошо известен афоризм: «На войне атеистов не бывает». А вот о том, как жила Церковь во время войны, известно не много.

 

Обескровленная Церковь

К началу Великой Отечественной войны духовенство Русской Православной Церкви было почти уничтожено. Безбожная пятилетка была в разгаре. Закрыты и разрушены тысячи храмов и монастырей. Расстреляно более 50 тысяч священнослужителей. Сотни тысяч сосланы в лагеря.

Победа оружия и верыК 1943 году на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного действующего священника. Однако этим планам не суждено было сбыться. Разгул воинствующего безбожия остановила война.

Узнав о нападении фашисткой Германии, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) благословил верующих на борьбу с фашистским захватчиком. Свое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» он сам напечатал на пишущей машинке и обратился с ним к народу. Он сделал это раньше, чем Сталин. Несколько дней после начала войны главнокомандующий Красной армии молчал. Оправившись от шока, он также выступил с обращением к народу, в котором назвал людей, как называют их в Церкви, «братия и сестры».

В послании Владыки Сергия были пророческие слова: «Господь нам дарует победу». Победа над фашистской Германией была одержана. И это была не только победа русского оружия.

С первых дней войны руководство страны отменило столь явный богоборческий курс и на время приостановило борьбу с Православием. Атеистическая пропаганда была переведена на новые, более тихие рельсы, а «Союз воинствующих безбожников» демонстративно распущен.

Прекратились гонения на верующих – люди снова могли свободно посещать церковь. Из ссылок и лагерей возвращались выжившие священнослужители. Открывались закрытые ранее храмы. Так, в 1942 году в Саратове, где к началу войны не осталось ни одной действующей церкви, верующим был передан (поначалу в аренду) Свято-Троицкий собор, а после открылась Духосошественская церковь. Возобновляются богослужения и в других храмах Саратовской епархии.

Перед лицом опасности Сталин ищет поддержки у Церкви. Приглашает духовенство к себе в Кремль, где обсуждает положение Русской Православной церкви в СССР и возможность открытия духовных школ и академий. Еще один неожиданный шаг навстречу Церкви – Сталин разрешает провести Поместный Собор и выборы Патриарха. Так, упраздненное православным царем Петром I патриаршество было восстановлено при богоборческом советском режиме. Главой Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 года становится митрополит Сергий (Страгородский).

 

Батюшки на передовой

Одни битвы шли в Кремле, другие – на линии огня. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?

Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священном сане и был назначен первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году.

Многие священнослужители уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трех степеней Борис Крамаренко, после войны став диаконом в храме под Киевом. А бывший пулеметчик Коноплев, награжденный медалью «За боевые заслуги», стал впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием.

 

Святой епископ-хирург

Человек удивительной судьбы, хирург с мировым именем, бывший некогда земским врачом в селе Романовка Саратовской губернии, епископ Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) встретил войну в ссылке в Красноярске. В город приходили эшелоны с тысячами раненых бойцов, и святитель Лука вновь взял скальпель в руки. Он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, делал сложнейшие операции.

Когда срок ссылки закончился, епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Но, возглавляя кафедру, он, как и раньше, продолжал работу хирурга. После операций профессор консультировал врачей, проводил прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях (всегда в рясе и клобуке, чем неизменно вызывал недовольство властей), читал лекции, писал медицинские трактаты.

В 1943 году опубликовал второе, переработанное и значительно дополненное издание своего знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии» (позже за него он получит Сталинскую премию). После перевода на Тамбовскую кафедру в 1944 году продолжил работу в госпиталях, и после окончания Великой Отечественной войны был награжден медалью «За доблестный труд».

В 2000 году епископ-хирург был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. В Саратове на территории клинического городка Саратовского государственного медицинского университета строится храм, который будет освящен в его честь.

 

Помощь фронту

Во время войны православные люди не только воевали и ухаживали за ранеными в госпиталях, но и собирали деньги для фронта. Собранных средств хватило на комплектацию танковой колонны имени Димитрия Донского, и 7 марта 1944 года в торжественной обстановке митрополит Коломенский и Крутицкий Николай (Ярушевич) передал 40 танков Т-34 войскам – 516-му и 38-му танковым полкам. Статья об этом появилась в газете «Правда», а Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.

Церковь собирала также средства на постройку самолетов «Александр Невский». Машины передавались в разное время в разные части. Так, на средства прихожан из Саратова было построено шесть самолетов, носящих имя святого полководца. Огромные средства были собраны и в помощь семьям воинов, которые лишились своих кормильцев, в помощь детям-сиротам, собирались посылки для красноармейцев, которые отправлялись на фронт. В годы испытаний Церковь была едина со своим народом, и вновь открытые храмы не пустовали.

 

Не свастика, а крест

На первую военную Пасху впервые за годы советской власти вновь было разрешено провести крестный ход во всех крупных городах страны. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство»,– писал митрополит Сергий в пасхальном послании того года.

Разрешения провести крестный ход вокруг города с Казанской иконой Божией Матери просил у Жукова Ленинградский митрополит и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). В тот день, 5 апреля 1942 года, исполнялось 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве. Крестный ход был разрешен. И случилось чудо – танковые и моторизованные дивизии, необходимые группе армий «Север» для взятия Ленинграда, были переброшены по приказу Гитлера группе «Центр» для решительного броска на Москву. Москву отстояли, а Ленинград оказался в кольце блокады.

Митрополит Алексий не покинул блокадный город, хотя голод не щадил духовенство – не пережили зиму 1941–1942 года восемь клириков Владимирского собора. Во время богослужения скончался регент Никольского собора, умер келейник митрополита Алексия инок Евлогий.

В дни блокады в ряде храмов были устроены бомбоубежища, в Александро-Невской Лавре разместился госпиталь. Но главное – в вымирающем от голода городе ежедневно совершалась Божественная литургия. В храмах молились о даровании победы нашему воинству. Служился особый молебен «в нашествие супостатов, певаемый в Отечественную войну 1812 года». На богослужениях иногда присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Леонидом Говоровым.

 

Тихий молитвенник

В дни войны не прекращал своей молитвы о спасении страны преподобный Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых в 2000 году.

Иеросхимонах Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) до того, как принять сан, был крупным петербургским купцом. Приняв монашество, он стал духовным руководителем Александро-Невской Лавры и пользовался огромным авторитетом у народа – к нему ехали за советом, помощью и благословением из самых дальних уголков России. В 30-е годы старец переезжает в Вырицу, куда к нему продолжает стекаться народ.

Великий утешитель и подвижник говорил: «Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши». Сам старец возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камне перед устроенной на сосне иконой преподобного Серафима Саровского. В этом уголке, который святой старец называл Саровом, он провел много часов, молясь на коленях о спасении России,– и вымолил. И один молитвенник за страну может спасти все города и веси…

 

Неслучайные даты

– 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;

– 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;

– 12 июля 1943 года в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;

– на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;

– Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая. 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С днем победы!»;

– Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.
Александр Алекаев: "Это подлинная симфония Церкви, государства и общества"
А.Н.Алекаев6 мая, в день святого Великомученика и Победоносца Георгия, в Донском монастыре прошло рабочее совещание по вопросу сооружения мемориала на месте, где нашли свое упокоение Георгиевские кавалеры Генерального штаба генерал-лейтенанты В.О.Каппель и А.И.Деникин, а также философ И.А.Ильин. Рабочую группу возглавил министр культуры России Александр Авдеев, Русскую Православную Церковь представлял наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). В совещании рабочей группы принял участие руководитель ИА "Русская линия" и проекта "Белые воины", инициатор экспедиции по обретению и перезахоронению останков генерала В.О.Каппеля Александр Алекаев.


Развеивая тревожные слухи, появившиеся в интернете и связанные со временным демонтажем памятника легендарному генералу Каппелю и "исчезновением" крестов, установленных на могилах генерала Деникина и философа Ильина, Александр Алекаев сказал: "Место захоронения этих выдающихся русских людей действительно сейчас расчищено, но причин волноваться нет. Дело в том, что 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, состоится торжественное открытие объединенного мемориала трем нашим знаменитым соотечественникам".

По словам руководителя проекта "Белые воины", проект единого мемориала уже получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с этим А.Алекаев напомнил, что установка памятника генералу В.О.Каппелю, открытого 1 сентября 2007 года в день празднования иконы Божией Матери "Донская", также в свое время была благословлена Святейшим Патриархом Алексием.

Эскиз мемориала на месте захоронения генералов В.О.Каппеля, А.И.Деникина и философа И.А.Ильина"По инициативе Русской Православной Церкви федеральные власти решили установить единый пантеон славы, который в каком-то смысле перекликается с аналогичными памятниками русским воинам, установленными во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Это будет первое официальное признание заслуг перед Родиной трех замечательных русских людей, истинных носителей русских православных традиций. Кстати, это подчеркивает и внешний вид мемориала, представляющего собой символическую композицию из трех православных крестов и Голгофы", – рассказал А.Алекаев.

По оценке руководителя РЛ и проекта "Белые воины" в принятом решении о создании единого мемориала, который станет результатом объединенных трудов Церкви, государственной власти и общественности, просматривается настоящая симфония: "Мы были первыми, кто взялся за это дело, когда воздвигали своими силами памятник генералу Каппелю, а теперь, к делу подключились и федеральные власти, решившие привести в порядок места захоронения останков генерала Деникина и философа Ильина и увековечить память трех русских патриотов в камне".

"На рабочем совещании я передал архимандриту Тихону выпущенную нами книгу "Каппель и каппелевцы", рассказал о том, как проходило перезахоронение доблестного генерала и установка монумента, который в точности повторяет памятник, сооруженный каппелевцами в Харбине в 1929 году. Также я сообщил отцу архимандриту об установившейся доброй традиции праздновать 28 июля Владимиров день – день святого равноапостольного князя Владимира, небесного покровителя генерала В.О.Каппеля", – заключил Александр Алекаев.

 Поездка в Крестовоздвиженский монастырь

26 апреля состоялась паломническая поездка для слушателей и сотрудников Академии управления МВД и членов их семей в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский ставропигиальный монастырь в селе Лукино, Ленинского района, Московской области. 
Поездка пришлась на светлый праздник Антипасхи, или по народной традиции день, который называют Красной горкой. Это веселый праздник, и в этот день на Руси проходили свадьбы и венчания, водились хороводы, выпускались на волю птицы и в церквях звонили в колокола.

 

Эта поездка складывалась не просто. Долгое время не получалось найти информацию об этом монастыре. 


Великим постом этого года группа сотрудников из Синодального отдела поехала на Святую Землю. Группу сопровождал священник, сотрудник Синодального отдела, о. Александр Добродеев. Группа остановилась на проживание в Горненском женском монастыре.


Об этом монастыре говорят, что в нем происходят удивительные встречи, и такая встреча произошла. Одна из монахинь этого монастыря, мать Савва, живет в Горнем монастыре уже 27 лет, а ее родная сестра, матушка Екатерина, является настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского женского ставропигиального монастыря в селе Лукино. Мать Савва дала нам всю необходимую информацию о монастыре: адрес, проезд, телефоны.


По возвращению из Иерусалима, быстро удалось связаться с монастырем, договориться о дне приезда, о программе пребывания.


День экскурсии настал, нас ждали в монастыре. День для поездки выдался замечательный: солнечный, теплый и ясный. Мы приехали в монастырь и застали окончание службы: говорил проповедь священник монастыря о. Александр Торик. Он батюшка известный – писатель. Его перу принадлежит повесть «Флавиан», которой до сих пор зачитываются многие, ищущие ответы на вопросы о Боге, вере, церкви и смысле жизни. После проповеди мы подходили к кресту и нам раздавали артос.


После службы всех пригласили на праздничный концерт, который устраивали дети из Воскресной школы этого монастыря. Дети пели и показали небольшой спектакль на пасхальную тему, затем они отпускали на волю белых голубей. Все было очень трогательно. Дети были в нарядных костюмах, играли и пели вдохновенно. Все зрители были растроганы, много аплодировали. Праздник ощущался очень остро: в словах песен, в ангельских, серебристых голосах поющих детей, в ясном голубом небе, в пробуждающейся природе звучали слова «Христос Воскресе».


После концерта все монахини, священники и гости пошли в трапезную. Это просторная, деревянная веранда, где были накрыты столы, и всем гостям была предложена Пасхальная трапеза: яйца, куличи, булочки, пироги и чай. А после трапезы была задушевная беседа со священниками: о. Александром Ториком и о. Александром Шестаком.


Говорили обо всем, что волнует. Вопросы были разные, ответы были мудрые. Батюшки отвечали тонко и с юмором. Беседа затянулась, но никто не расходился, потому что беседа завораживала. Она была искренней и очень доверительной. О таких беседах люди мечтают, ради таких душеспасительных бесед люди и едут в монастыри. У многих возникло ощущение, что мы не на экскурсию приехали в этот монастырь, а в гости. Мы приехали туда, где нас ждали, приготовили угощение и много с нами говорили, любя нас.


Затем была экскурсия по монастырю. Настоятельница, матушка Екатерина, благословила нас звонить в колокола.


В монастыре есть удивительная чудотворная Иверская икона Богоматери. Она поразила нас своими размерами, на крестных ходах ее носили 10 – 12 человек. Икона поражает еще и своей красотой и величием. Рядом с ней испытываешь чувство огромной благодарности за ту любовь и радость, с которой мы соприкоснулись, побывав в этом монастыре.


Рады были все и все были единодушны в своем желании приехать сюда вновь, чтобы пожить в монастыре, а многие даже и потрудиться. Говорили о том, что начинаются майские праздники и будет такая возможность.


В монастыре есть свое натуральное хозяйство, продается молоко от коров и коз, а также свои творог и сметана. Все очень вкусно и качественно.


Монастырь очень щедрый и хлебосольный, готов принимать всех. Для этого есть комфортабельная гостиница, где живут приехавшие отдохнуть и помолиться, и монастырский корпус, в котором живут желающие потрудиться в монастыре.


Удивительно много людей в группе изъявило желание приехать в монастырь снова и это очень нас порадовало, потому что почувствовало сердце благодать, отозвалась душа, отогрелась в удивительно доброй и гармоничной атмосфере монастырской жизни, в радости большого праздника ПАСХИ.


Крестный путь к великой победе

В преддверии очередной годовщины разгрома немецко-фашистских захватчиков, 29 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны (Мемориальный комплекс на Поклонной горе) открылась выставка "Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны". В экспозиции представлены уникальные архивные материалы, фотографии, предметы, ранее недоступные широкому кругу посетителей, связанные с жизнью Русской Православной Церкви в 1941–1945 годах, с деятельностью Патриархов Московских и всея Руси Сергия и Алексия I, богослужебные облачения Первосвятителей, произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Отдельный раздел посвящен взаимодействию Русской Православной Церкви и Вооруженных сил современной России – книги, плакаты, брошюры.

Выставка организована при участии Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, издательства Московской патриархии, синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, Императорского православного палестинского общества, Российского библейского общества, Донского ставропигиального монастыря, Федерального архивного агентства, Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, музея "Новый Иерусалим", Белорусского музея истории Великой Отечественной войны.
Музей на Поклонной горе, как и весь Мемориальный комплекс –дорогое и памятное для всех место. Сюда приходят целыми семьями, с детьми, внуками. В просторных, ярко освещенных залах раздаются детские голоса, группы подростков внимательно изучают оружие, ордена, знамена, портреты полководцев. Здесь, в Музее, делается все, чтобы грядущие поколения узнали как можно больше о русской Победе, ее истоках и корнях. Раскрываются дотоле малоизвестные страницы новейшей истории Отечества.
В день открытия выставки среди обычных посетителей музея встречались священнослужители, что придавало обстановке особую одухотворенность. На площадке перед Залом Славы хор Духовной академии исполнил стихиры Пасхи. К гостям, среди которых были ветераны, молодежь, журналисты, работники культуры, обратились с краткими выступлениями директор Музея, генерал-лейтенант В.И.Заборовский; заведующий сектором УИС Синодального отдела Вооруженных сил и правоохранительных учреждений священник Александр Добродеев; руководитель издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, и другие. Выступавшие отмечали, что в понятиях «Пасха», «весна», «Победа» есть общий глубинный смысл, что у Бога Спасителя все живы, и нет мертвых. Именно Он изрек, что «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Поэтому Церковь помнит и свято хранит имена павших на поле брани за Отечество и свой народ.
Затем состоялся осмотр экспозиции, который возглавили сотрудники Музея.
Как известно, перед началом Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь находилась в сложном положении из-за гонений и антирелигиозной политики в СССР 1920-1930-х гг. В результате массовых репрессий пострадали десятки тысяч православных клириков и мирян. Несмотря на это, Церковь с началом войны заняла твердую патриотическую позицию, объявив о поддержке всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Глава Церкви— Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) в своем послании от 22 июня 1941 г. призвал верующих встать на защиту Родины. Их средства серьезно пополнили Фонд обороны, Фонд помощи раненым, Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Сумма добровольных взносов верующих к концу войны составила около 300 млн. рублей. Часть собранных денег была использована на создание танковой колонны имени Димитрия Донского и авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Всенародное бедствие прочно сплотило людей, и многие, забывшие Дом Божий, вернулись к порогу храма. В открытые церкви потянулись верующие. Фотографии тех лет запечатлели лежащие в руинах храмы; священников с изможденными ликами, в потертых рясах; старушек в белых платочках – солдатских матерей; не по- детски серъезных ребятишек. Пожелтевшие странички писем, официальных документов. Исторические фотографии 1943 года: встреча И.В.Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в Кремле, Архиерейский собор, избрание митрополита Сергия Святейшим Патриархом. А вот рапорт смоленского протоиерея Тимофея Глебова, поданный во время отступления немецко-фашистских войск. Священник докладывает, что он сохранил имущество собора, а самое главное – чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», перед которой, на Бородинском поле коленопреклоненно молился Главнокомандующий Кутузов. Рапорт рукописный, на школьной бумаге в клеточку. И снова фотографии - крестные ходы, молебны у святых икон…Не гасли свечи на этом скорбном, тяжком пути к Победе.
-Поклонная гора – это символ величия русского духа, - сказал, выступая на церемонии открытия, священник Александр Добродеев. – Если каждый русский православный человек имеет хотя бы крупицу веры, и все эти крупицы собрать вместе - то получится гора, во много раз превышающая ту, на которой мы стоим. В этом и есть смысл нашей веры, приведшей к победе в величайшей из войн, которые знала история.

 

Марина ВАСИЛЬЕВА

Открывая новые горизонты

На приходе московского храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами не первый год действует настоящий центр духовно-нравственного просвещения. Здесь проводятся паломнические поездки, духовные концерты, встречи с писателями, артистами, учеными. Тесные узы связывают приход и Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сотрудники которого в священном сане служат в Вознесенском храме, а его настоятелем является заведующий сектором ВВС протоиерей Константин Татаринцев. На приходе организован семинар «Помните наставников ваших и подражайте им», посвященный деятелям науки, промышленности, обороны страны.

21 марта в Актовом зале Синодального отдела, в рамках семинара, состоялась презентация Молодежного культурно-технического форума имени академика В.Н.Челомея.
Во встрече, которую возглавил протоиерей Константин Татаринцев, приняли участие ученые и ветераны ракетостроения, студенты технических вузов. Отец Константин, имеющий высшее техническое образование, бывший летчик, капитан ВВС привлек в церковь ряд представителей науки и «оборонки». В прежние времена и думать было нечего кому-то из них придти в храм. Сегодня же знание и вера уже не воспринимаются как антиподы. Более того, о некоторых из корифеев прошлого мы узнаем, что вера и молитва были им не чужды и поддерживали их в жизненных испытаниях.
Как отметил в своем выступлении Ю.А.Серов (Содружество православных деятелей искусства и науки), такие люди, как Челомей, Туполев, создатель «русского радио» Попов-это творцы истории. Молодежь должна брать с них пример, разобраться, что ими двигало в их свершениях на благо Родины, и это поможет преодолеть нынешние трудности. Оттого, какую духовно-нравственную подготовку получит молодежь, сказал он, зависит, в каком состоянии будут наша промышленность, наука, оборона.
В годы Великой Отечественной войны наша промышленность была вывезена за Урал, трудности были огромные, но они преодолевались - благодаря высокому моральному подъему людей. Ныне талантливая научная молодежь стремится выехать за рубеж. Уровень производства упал, во главе предприятий стоят не разработчики, а менеджеры, умеющие только купить и продать. О том, что продукция оборонных отраслей неконкурентоспособна, не находит сбыта на мировом рынке, с тревогой отмечал президент России Д.А.Медведев. Нет сбыта - нет средств на развитие отрасли, в свою очередь, чем ниже уровень производства - тем хуже спрос на продукцию, создается порочный круг. Поэтому работа с молодыми специалистами, привлечение их на высокотехнологичные предприятия оборонного комплекса - это сейчас первоочередная задача. «Мы не проповедуем аскетизма, отказа от материальных благ: квартиры, зарплаты, - заметил, комментируя выступавшего, отец Константин. - Господь призывает на труды каждого из нас. И когда этот призыв совпадает со внутренней склонностью человека - тот испытывает огромное наслаждение, огромную радость. Что может сравниться с чувствами летчика, свободно управляющего полетом в трехмерном пространстве! И ради этой радости, этого счастья можно поступиться определенными благами».
Разговор продолжил ответственный секретарь Лиги содействия оборонным предприятиям А.В.Доронин. Сейчас, отметил он, зарплата в стратегически важных отраслях низкая, финансирование урезано. Не существует никаких льгот и преференций для молодых специалистов, какие были в советское время, начиная с отдельной очереди на жилье. Не проявляется заинтересованность в развитии научно-технического творчества. Но главное- молодежь утратила ориентиры. Она не может разобраться, что происходит с Россией. В развитие этой темы заместитель директора Межотраслевого научно-технического центра МГУТ им. Баумана Ю.Н. Павлов поделился впечатлениями от Российского съезда ректоров. В рамках съезда была проведена секция по духовно - нравственному воспитанию, которую возглавлял Высокопреосвященный архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных школ. «Многие молодые люди, - заметил архиерей, - знают «как», но не знают «зачем» нужно то, что они знают и умеют». Духовно-нравственное воспитание в вузах совершенно упущено, им никто не занимается.
Как заявил в связи с этим отец Константин, создатели новой техники, те, кто вкладывает в нее свои силы, свой ум, очень нуждаются в пастырском окормлении Церкви. Она могла бы вернуть людям духовные ориентиры, помочь правильно осознать происходящее. Духовным покровителем тружеников науки и техники мог бы стать преподобный Серафим Саровский, наподобие Архангелу Михаилу и Георгию Победоносцу у военнослужащих. Именно в Сарове, в местах, связанных с памятью батюшки Серафима, устроен Всероссийский ядерный центр. Сейчас поднимается вопрос о строительстве часовни в память людей, отдавших жизни на испытательных полигонах. Батюшка напомнил, что подобная часовня-памятник, в честь небесного покровителя летчиков - пророка Божиего Илии, создана в штабе Дальней авиации. Ее стены украшают мраморные плиты с именами всех погибших летчиков, от I Мировой войны до наших дней, независимо от того, «за красных» они сражались, или «за белых».
Перед собравшимися выступили также испытатель космической техники, Герой России С.И.Нефедов, главный сотрудник НПО «Машиностроение» В.В.Сафонов. Дарья Родина, координатор проекта «Моя Россия», рассказала о работе среди молодежи, проводимой совместно с Содружеством православных деятелей искусства и науки. Выступила также Е.А.Миронова, директор музея создателя и испытателя первого российского вертолета А.М.Черемухина, устроенного при 25-ой школе в Люберцах. Она рассказала о развернутой на базе музея системе патриотического воспитания учащихся, в которой участвуют расположенные в этом подмосковном городе КБ Туполева, Камова, завод Миля, ЦАГИ. Итоги семинара подвел протоиерей Константин Татаринцев. Нынешняя встреча была ознакомительной, сказал он, и нам необходимо объединить наши усилия. Осенью, в ноябре, намечено проведение межвузовской конференции, где будут рассмотрены поднятые на семинаре вопросы. Необходимо учить молодежь ответственности, готовности дать за свою жизнь, свои поступки ответ перед Богом. Надо посещать вузы с просветительской, катехизаторской миссией. Сейчас к этому нет никаких препятствий, православный батюшка в аудитории - желанный гость. «Мы готовы идти туда, где нас ждут», - заключил отец Константин.