Гл. 8. UK pioneer Magician

Либрианец
  У капитана перехватило дыхание, а сердце подскочило, ударилось об череп, выпало через паровое ухо и потеряло сознание. Но мозг этого не заметил, он лихорадочно радировал периферийной нервной системе, чтобы тело развернулось и убежало, но так и остался не услышанным.
Незнакомец подошёл совсем близко, он был лишь в шаге. Капитан не мог оторвать взгляда от этого человека, словно подчиняясь чужой воли. А тот беззастенчиво рассматривал Йена. Этот изучающий взгляд насквозь просвечивал, точно рентген и заставлял чувствовать себя беззащитной букашкой под лупой в знойный день. 
  Только безотчётное и не адекватное чувство любопытства всё ещё поддерживало капитана в вертикальном положении. Йен как следует, всмотрелся в молодого человека: чёткие правильные черты подбородка и челюсти, высокого лба и прямого носа, зализанные назад иссиня-чёрные волосы, такие же смольные отливающие синевой брови, которые контрастировали с блистающим жемчужным лицом, и алеющими губами. Но больше всего поражали обрамлённые длинными распахнутыми ресницами васильковые глаза такие глубокие, что стоило один раз взглянуть, и ты тонул, уходя с головой тёплые воды южных морей. 
  Парень в форме не был удивлён, испуган, сердит или рад появлению гостей.
Нутро сжалось, но капитан не хотел этого показывать, оглянулся на друзей, но те уже ретировались в конференц-зал и выглядывали из проёма, подавая знаки Йену, чтобы тот сказал что-нибудь. Капитан собрал по сусекам черепушки крохотные остатки сознания и ещё более жалкие ошмётки гордости и произнёс:
- Здравствуй, – голос дал петуха, но, откашлявшись, он продолжил, – Меня зовут Йен, – вскинув подбородок, сказал капитан.
- Здравствуй, Йен, – отозвался незнакомец.
- Кто ты?
Молодой человек вежливо улыбнулся:
- Я – Маг. 
Йен оторопел. Он не знал, почему до сих пор держится на ногах. Кто-то из команды, подойдя на цепочках, пихнул его вперёд. Йен прокашлялся и спросил:
- Ты – UK pioneer «Magician»?
- Да.
- То есть голографический интерфейс корабля? 
- Нет. Я – Маг.
- «Magician»? Корабль?
- Да.
- Маг?
- Да.
- Маг?
- Да.
- Ма… – ещё раз хотел уточнить капитан, но его снова ткнули в бок.
- У тебя заело что ли? – процедил сквозь зубы Эл.
- Я – сущность корабля в обличии гуманоидной голограммы. Этот образ создали, чтобы людям и мне было легче общаться, – пояснил Маг, дабы избежать лишних вопросов.
- А, ясно, – кивнул Йен, нервно улыбаясь, – Ну, привет, Маг.
- Приветствую, – дружелюбно отозвался Маг. 
- Тебе, наверное, интересно, кто мы и что тут делаем?
- Я в курсе.
- Да?
- Подслушал ваши переговоры, – пояснил Маг.
- Мы не хотели тебя обидеть, – встрял Мак-Кинли
- Я не обижен. Мне приятно познакомиться с новыми людьми через столько лет.
- И тебя не смущает цель нашего визита? – осторожно поинтересовался Йен.
- Цель вашего визита, – синеглазый парень на минуту задумался, сдвинув иссиня-черные брови. – Что ж, я не скажу, что она мне приятна.
- Ох, как неудобно-то, – прошептал Бардли.
- Ты хочешь, что бы мы ушли? – сдавленным голосом уточнил капитан.
- Я этого не говорил. Несмотря на намеренья, ваше присутствие мне приятно, – улыбнулся Маг.
- Уф… – хором, у всех отлегло от сердца.
- Ну и что нам дальше делать? – на ухо капитана спросил Док.
- Если хотите, я могу устроить вам экскурсию, – ответил за капитана «синеглазый».
- Да, было бы не плохо, – «на автомате» отозвался Йен и сам удивился этим словам.
Не смотря на то, что контакт худо-бедно наладился, но факт того что они разговаривали с самим кораблём, который как они думали мёртв, всё ещё потрясал. К тому же корабль говорил: что ему приятно, а что – нет, всё это наводило на разные мысли. Особенно Эла: он слышал кое-какие байки, ходившие среди историков и археологов, которые все считали только сказками и анекдотами, в том числе и он.
- Думаю экскурсию лучше начать с мостика раз уж мы здесь, – улыбнулся Маг.
- Это он типа шутит? – шёпотом спросил у Эла Док.
- Юмор – одно из самых сложных явлений жизни, которые я пытался постичь, – ответил за «штатного археолога» Маг.
- Расскажи лучше о себе? – попросил Мак-Кинли, – Как всё было? С чего всё началось для тебя? 
- Что ж…  – Маг снова задумался и через минуту продолжил, – Сравнивая себя тогда и сегодня, я вижу огромную прорву лет и чувствую себя по-настоящему старым. Когда меня построили, и инженеры проводили последние проверки аппаратуры, глава конструкторского бюро сказал мне, что помимо главных задач: помощи людям и их защиты, у меня есть ещё одна – учиться у них, впитывать самые лучшие черты и стать как они. И я учился. Я был как ребёнок. Всё время задавал вопросы. Они терпеливо отвечали по мере своих возможностей. В мой компьютер были загружены все книги по философии и религии, художественная литература о любви, чести, достоинстве, дружбе, храбрости, счастье и горе, о надежде и смерти. Но не одна из книг не помогла мне понять их так хорошо как они сами. Что в свою очередь помогло сформировать мою личность…
- Личность? – перебил Эл, – Значит все сказки об старых кораблях правда…– изумился Мак-Кинли.
- Ты о чём? – спросил Йен.
- Искусственный интеллект. Он есть и сейчас у голограмм и роботов гидов, официантов, уборщиков и бог знает кого ещё, но они всё равно запрограммированы подчиняться людям и своему программному обеспеченью, все варианты их действий заложены изначально. То есть если официант-робот или голограмма-меню подмигивает и советует не брать мясо с кровью, потому что оно пережарено или отпускает бородатую пошлую шутку, то это тоже всего лишь сценарий. Свобода искусственного интеллекта всего лишь миф. Эта свобода ограничена выбором между уже заложенными в них вариантами действий, да и выбор этот делается на основе алгоритма принятия решений или благодаря генератору случайностей, они никогда не научиться мыслить, действовать, быть как люди. Но байки археологов говорят что «мозги» старых кораблей были чем-то особенным, чем-то, что не повторялось. Они действительно могли учиться понимать людей, могли впитывать информацию, как ребенок, который учится у родителей, они проявляли признаки человечности тем больше, чем дольше общались с людьми. Со временем корабли приобретали характеры непохожие друг на друга, привычки, грани личности, манеру говорить и вести беседу, они моги думать вне изначальной программы, за её пределами и, в конечном счете, обходились без неё. Они могли мечтать, грустить, верить, надеяться, любить...
- Кого могли любить? – с ухмылкой перебил Лин, – Другие корабли? 
- Людей, – уточнил Маг, – Только людей. Мы любили их как родителей, как братьев и сестёр, как близких друзей и подруг.
- В конечном счете, они становились по образу мыслей, как люди? – задумчиво произнёс Док.
- Говорят, что так и было, – пожал плечами Эл.
- Я бы не был столь категоричен, – немного печально произнёс «синеглазый», – Думаю, что ещё далёк от этого. 
- Вот, пожалуйста, ещё один пример проявления человечности: неуверенность и самокритика, – прокомментировал его реплику Эл.
- Точно! – усмехнулся капитан. – Заниженная самооценка это по-людски, –подмигнул Йен.
«Синеглазый парень» смутился и слегка улыбнулся, его щёки порозовели и капитан поразился тому насколько прав Мак-Кинли: они имеют дело с человеческим существом пусть и необычным.
- Так что насчёт экскурсии? – спросил Лин, не только потому, что уже команда начала смущаться и краснеть в неловком молчании, а прежде всего, потому что ему действительно стало интересно.
Маг приободрился, вытянулся по струнке, жестом приглашая пройти к выходу с мостика:
- Прошу за мной, господа!