Слезы минского архитектора

Бок Ри Абубакар
Нет человека, который был бы
как Остров, сам по себе:
каждый человек есть часть
Материка, часть Суши; и если
Волной снесет в море береговой
Утес, меньше станет Европа,
и также, если смоет край Мыса
или разрушит Замок твой или
Друга твоего; смерть каждого
Человека умаляет и меня, ибо
я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда,
по ком звонит Колокол:
он звонит по Тебе.
Джон Донн


На дворе стояла снежная зима 1979 года.
Я остановился в гостинице «Россия». 
Это было для меня, главного специалиста совхоза, большой  удачей - пожить несколько дней в комфорте в самом центре столицы,  у  Красной площади.
Процедура получения такой возможности проходила по тривиальной и почти всем приезжающим  известной схеме.
В моем случае бронью на поселение  в гостиницу владел Минсельхоз  РСФСР, что в Орликовом переулке.
Надо было только отдать человеку в хозотделе министерства   рублевый  четвертной или  полтинник  и получить  на руки заветную бумажку с печатью, дающую  право окунуться  в комфорт, о котором мечтал каждый советский человек.
Что я и сделал.
Взяв  бронь и поймав  такси, подъехал в белокаменную,  многоэтажную гостиницу,  сверкающую огнями прожекторов, хрустальных люстр  и неоновых вывесок,  с мраморными лестницами и бесшумными, зеркальными  лифтами.
Встал в очередь, где шла активная работа администраторов по заселению гостей столицы.
Одноместные номера были в ограниченном количестве.
Ими  распоряжалось  руководство гостиницы и чтобы такой номер получить,  требовалось таким же образом, подойти к администратору  и незаметно для постороннего глаза удовлетворить требуемым вознаграждением.
Но я не стал особо себя утруждать, меня устраивал и двухместный номер.
Надеясь на приятное нормальное знакомство, я даже желал быть в двухместном номере, так было интереснее и веселей.
В этом случае, помимо всего, была возможность поговорить о жизни, о своей работе, о различных проблемах, о тех или иных событиях в мире  и так далее.
И так - я в номере, чисто, столик посредине, стулья, посуда  и приборы в шкафу, за стеклянной створкой. 
В спальной комнате  две заправленные кровати.
Кругом зеркала.
На паркетном полу цветные коврики.
И тишина.
И самое главное, ванная, с горячей и холодной водой, сверкающая белизной финская раковина на ножке «Тюльпан», да  теплый голубой  унитаз.
То, чего не было в моем маленьком поселковом  коттедже специалиста.
Дрова, уголь, туалет и вода на улице, мыться в тазу и другие прелести сельской жизни в нефтегазодобывающем, промышленном  регионе  разительно контрастировали с бытовыми условиями гостиничного  номера.
Разложив свои вещи, напевая под нос любимую песню «Подмосковные вечера», я развесил в шкафу рубашки, костюм, принял душ, оделся в спортивную форму.
Разложил на столе кое-что из  "боезапаса", состоящем из нескольких бутылок грозненского коньяка «Вайнах», столичной водки, говяжьей колбасы, изготовленной по оригинальному рецепту в мясном цехе на Катаяме в Грозном  у моего друга Мурада Бекова, домашних лепешек,  пол-литровой банки черной икры от осетра с буйного Терека, фруктов, свежей  зелени.
За окном бушевала морозная вьюга,а я сидел в теплой комнате и переживал за тех, кто был лишен этой возможности.
Стал читать книгу.
Я всегда брал с собой в поход что-нибудь из классики и таким образом наверстывал свое отставание в количестве не дочитанного.
На производстве, где я трудился, при не нормированном распорядке рабочего дня, на читки художественной литературы не оставалось времени вовсе.
Думал между тем о планах, для чего я приехал в Москву.
Во - первых, была задача пробить в Министерстве Заготовок 300 тонн комбикормов, в чем остро нуждалось поголовье скота в хозяйстве.
Мы производили зерно и его было достаточно, сверх необходимости. 
Но непреложная, святая обязанность сдавать почти весь выращенный урожай  государству была Законом,  который  никто  не отменял.
А потом приходилось  зерно сданное государству,  просить  обратно, но уже   за определенную  плату наличными клерку в министерстве, у правоохранителей  называемой «взяткой».
Абсурд социалистической плановой экономики.
Так была сложена порочная система, что все приходилось пробивать через Москву, в профильных  ведомствах, вплоть до той же брони в гостиницу.
Во- вторых, я планировал побывать  на ВДНХ, чтобы ознакомиться с передовыми технологиями производства, приобрести специальную литературу, побродить по улицам, сходить в исторический музей.
Прогуляться  на Красной площади, сфотографироваться там же.
Посидеть в хорошем ресторане, мне нравилось обедать в «Славянском Базаре» и в «Баку», где вкусно готовили.
И наконец, купить кое- что для дома, для жены, для детей, для матери.
Слово дефицит въелось в быт и сознание людей, когда на окраинах ни в одном магазине, разве что в запасниках Обкома Партии и Совмина Республики,  нельзя было купить, баночку рыбных шпротов и хорошего  кофе, бутылку французского коньяка, флакон духов, даже зубной пасты, не говоря о   других необходимых для жизни вещах.
Все это можно было найти в Москве, но и тут  не просто так,  а  давясь в длинных очередях, если  где-то выбросили партию импортного товара. 
Либо  покупая втридорога у спекулянтов,  работающих от валютных «Березок», магазинов и торговых баз.
Такова была унизительная реальность жизни почти каждого советского человека.
Несмотря на это,  мы все довольные, с пониманием необходимости  и дальше терпеть «временные трудности»,  двигались в светлое будущее со словами «ах, лишь бы не было войны».
Как будто она обязательно должна была произойти.
А наше мудрое, престарелое руководство только тем и занимается и тратит все ресурсы страны на то,  чтобы этого не произошло.
И вот я в размышлениях, строя на последующие дни свои  планы, сидел в кресле. 
По телевизору показывали  программу «Время».
Парадные реляции об  очередных успехах советской экономики, построенной по единственно правильному учению Великих Ленина-Маркса.
Постоянное,  неуклонное    увеличение  производства молока и   мяса, зерна и  кормов, стали и  чугуна, автомобилей и  тракторов, сеялок и  комбайнов,  да   освоение  в мирных целях бездн  космоса.
Успехи родной дипломатии  в освобождении других стран находящихся под гнетом проклятого, загнивающего капитализма.
Хотя  жизнь от этих очевидных «достижений» для простых людей не менялась к лучшему
Между тем мне подумалось, неужели в номер больше никого не подселят.
А если подселят, то не дай Бог какого-нибудь  брюзгу пожилого, больного  или что еще хуже женщину лет под девяносто. 
Этого мне только не хватало.
Такое тоже, наверное,  бывало, я слышал о таких случаях. 
И вот, как будто мои мысли кто-то прочитал, в  двери заскрежетало,  щелкнул замок, послышался негромкий стук и раздалось звонкое: - можно войти?-
Я  крикнул: - Заходите, коль не шутите!-
В номер ввалился высокий, подтянутый, интеллигентного вида, светловолосый  мужчина лет 30-35.
Улыбнулся приветливо, протянул руку и мы познакомились.
Он начал устраиваться, повесил пальто, шапку, зашел в ванную, помылся, переоделся в спортивный костюм и, раскрыв сумку, выложил на стол закуску, бутылку водки.
Я разлил свой конъяк "Вайнах, по бокалам.
Он улыбнулся, со словами за "знакомство"
стукнулись бокалами и  выпили.
Перекусили.
Приятное тепло разлилось по телу.
Мой собеседник оказался интересным человеком.
Главный архитектор славного города-героя Минска.
Вытащил из портфеля и показал свои работы. 
Особенную   его гордость вызывала  одна  работа – это был бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта, установленный в  каком-то белорусском городе.
Повторили процедуру, снова выпили.
Мы говорили о разных вещах,
я рассказывал о своей работе, он о своей.
Но я заметил, как после третьего тоста неожиданно изменилось  выражение его лица, оно стало  мрачнее и печальнее.
Грустнее стал тон его речи.
Я настороженно  наблюдал за происходящей трансформацией.
Пытаясь хоть как-то разрядить обстановку и привести своего нового знакомого в нормальное, первоначальное  состояние, я наполнил  бокалы  и попросил его произнести хороший тост.
Он внимательно, но с какой-то пронзительной искоркой грусти и боли в глазах, посмотрел на меня. 
Затем сказал несколько обычных слов, мы  выпили.
И тут я увидел, как сразу же безжизненно и резко  опустилась его рука, словно срубленный  топором сук  дерева.
Как с глухим стоном зазвенел хрустальный  бокал, стукнувшись о стол.
И какая-то невообразимая мука   отразилась на его лице.
Я молчал, ожидая наступления развязки.
Архитектор  поднял на меня полные  пронзительного безумия карие глаза и из них по лицу брызнули слезы. 
Нагнувшись вперед и  обхватив голову обеими руками, он заплакал...
Тело его сотрясалось от рыданий, они душили и  не давали   ему успокоиться.
Прошло несколько минут этой тяжелой картины.
Я был растерян и  пожалел, что выпил с ним, подозревая  своего компаньона,  в  какой - то душевной болезни, вызванной   воздействием спиртного.
Он прошел  в ванную комнату,  освежил лицо холодной водой  и через несколько минут,  вернувшись  к столу,  попросил прощения.
И медленно, вытирая носовым платком  с лица вновь и вновь выкатывающие из глаз капли слез, начал рассказывать свою историю.
Трагедия  с ним произошла года два   назад.
Ночью на загородной трассе  он ехал  за рулем своего Москвича 412, .
Рядом с ним сидел шестилетний сынишка.
Ослепленный встречной машиной, он не заметил телеги,  движущейся  в кромешной темноте  впереди по ходу движения  и,на полном ходу,  врезался  в нее.
Продольная балка телеги, торчавшая сзади прямо по центру, пробив лобовое стекло легковушки, пришлась по головке мальчика.
Сыночек его  скончался мгновенно на руках обезумевшего от горя отца.
Вот и вся история.
Он не может себе простить, что по своей  вине  потерял единственного сына.
Что его жизнь уже не жизнь, а сплошная мука. Нет ни сна, ни покоя. Он терзается этим воспоминанием и чувством собственной вины.
И не знает, что делать с собой, как дальше жить...
Я как мог, старался утешить его.
А в душе я думал о том, что он ведет себя не очень мужественно.
Мужчина не имеет права пускать слезу, он должен быть твердокаменным,  должен быть сдержаннее, крепче, владеть собой и своим состоянием при любом положении.
В этом его отличие от слабого пола.
Я был несколько разочарован своим новым знакомым.
Был самонадеянно уверен, что я вел бы себя  по-иному.
Возносил свою собственную  способность  мужественно вынести  что-нибудь подобное.
Но, все же и упрекая, жалел его и сочувствовал ему, списывая   минутную несдержанность  минчанина на  спиртное.
…Вернувшись из командировки,   я почти забыл  об этом случае.
Как обычный, далекий  эпизод  из чужой жизни, никакого отношения лично ко мне не имеющий.
Свойство, присущее  каждому человеку, что с ним такое не произойдет и не должно произойти.
С кем угодно, только не  с ним!
Даже сама мысль об этом кажется нереальной, неестественной, ничтожной.
Думается, что это в твоей власти  обезопасить себя и свою семью.
Что ты сможешь, сумеешь  не допустить беды.
Ты всесилен, ты регулируешь и распоряжаешься своей судьбой и движешься в благоприятном для самого себя направлении.
Но как мы наивны порой!
Как  недальновидны,  самонадеянны, легкомысленны…
Таким, к сожалению, был и я.
Через несколько лет горе горькое,  неожиданно и как бы случайно  постучалось и …
в мою дверь.
…Я в безумном шоке, лихорадочно  хватал, холодеющие руки,  ноги,  голову своего сына, маленького Аполлона, родного, близкого и  неповторимого.
Не веря в случившееся, метался, рвался куда-то и  кричал, что это невозможно, что этого не должно быть. Ни за что и никогда!!
Что это какая-то нелепая, алогичная, невозможная, неестественная   ошибка!
Я, как в дурном сне, видел это картину и не мог поверить, что это самая настоящая явь. Моя горькая явь!
Думал,  что вот сейчас я проснусь, протру   глаза, и   весь этот ужасный сон бесследно исчезнет.   
Но… сон не проходил.
Предо мной в полный рост встала  настоящая, страшная, чудовищная драма моего мальчика, во всей своей жестокой несправедливой очевидности, которую я не мог отменить.   
Я лишился своего…  восьмилетнего сына. 
Я не смог его спасти…!
Я НИЧЕГО…, НИЧЕГО…  не смог…
Жизнь остановилась.
Мир  раскололся на части! 
Солнце  закатилось в бездну.
Звезды поглотил беспросветный мрак.
Все кругом  стало бесцветным, безвкусным, бессмысленным.
Я уже был не Я! Был кто-то другой вместо меня, которого я не чувствовал.
Я стал ничтожной  тенью, жалким  отражением, слабым отзвуком  того, кем  был. Несчастный, нереальный и жалкий, убитый горем...меня не было совсем.
Даже спустя 26 лет,  не могу смириться со своей трагедией  и болью.
И она не то что со временем не уменьшилась, опровергая избитые слова о том, что «время лечит», а наоборот, с каждым прожитым днем становится ещё  острее.
Иногда  я мысленно отрываюсь от земли и лечу на поиски сына. 
Пытаюсь пробиться, проникнуть в тот  неведомый и невидимый  потусторонний  мир,  чтобы вырвать, вернуть его домой и  никогда больше не выпускать из своих рук.
И видя тщетность своих усилий,  еле сдерживаю себя, опасаясь  сойти с ума.
И не  понимаю, зачем я живу после этого.
И  разве это   жизнь?
Её  верней будет назвать настоящей, ни с чем несравнимой, терзающей ежедневно, ежечасно,  без конца и края,  мучительной пыткой.
Лишь  глубокая вера во Всевышнего, в его милость   уводят   меня от края бездонной пропасти, куда я могу шагнуть.
Значит,    тогда в московской гостинице    минский архитектор  чувствовал именно …ЭТО! Именно это он чувствовал! А я посчитал это его слабостью! Каким я был плохим психологом.
Только теперь я понял,   насколько   острая, невыносимая   боль, какая душевная травма  и отчаянье наполняли  его сердце!
Насколько тяжела  была чаша его драмы и  насколько мучительны его  переживания.
Насколько горькими  были его слезы.
Прости меня, мой  товарищ по несчастью,  за то,  что в тот далекий памятный  вечер  ты плакал один!
Когда мы должны были плакать вместе.
Сегодня   моя  скорбь  и за своего и за твоего сына. 
За обоих вместе, ушедших безвременно по злой,  алогичной, противоестественной  воле непостижимого и жестокого  рока.
Жив ли ты сам?
Не знаю.
Если жив, то дай Бог терпения Великого тебе совладать со своей безмерной болью!!
Но знай, теперь она и моя.
Она давно моя.
И, пронзив   раскаленными   когтями мою слабеющую плоть и  растерзанную душу, держит   мертвой, безжалостной   хваткой.
И не отпустит уже никогда...-

- Не спрашивай никогда,   по  ком  звонит Колокол:
он звонит по Тебе…-