Авторский рейтинг. Стимул или медвежья услуга?

Борис Бем
               

            Заметки публициста.

               

      Это слово -рейтинг стало очень модным в  литературном лексиконе. Рейтинговые кинофильмы,театральные постановки,телевизионные передачи,раскрученные писатели, политические деятели и депутаты всех уровней власти. Без этого самого рейтинга никуда не деться. Он стал мерилом качества, популярности, востребованности, наконец.   С раскруткой и популярностью,это больше касается авторов модных детективных и любовных романов, я вынужден согласиться, так как у почитателей этих жанров –просто огромная читательская аудитория. В книжных магазинах эта литература расхватывается, как горячие пирожки на уличном лотке. А вот качество! Оно  ,зачастую, хромает в угоду модной потребе.
      Обратите внимание! Кто пробивается на полки книжных магазинов? С раскрученными авторами издательства заключают договоры. Еще бы! Это золотой клондайк. Издатель знает, что с каждого большого тиража он снимет солидный куш. Что же касается самого автора бестселлера, то и он,при наличии деловой хватки, не останется в накладе. Однако, так называемых, рейтинговых авторов на сегодняшний день в России наберется не более сотни. А что же прикажешь делать другим мастерам пера? Да что там мастерам? Сегодня  не пишет разве что не ленивый. Магазины завалены чтивом, аж глаза разбегаются.  Еще каких-то двадцать пять-тридцать лет назад писатели ,действительно, считались профессионалами,потому что состояли в элитной  организации под громким названием Союз писателей СССР.  Перед ними были открыты двери в любое издательство, потому что они относились к миру избранных.
       Сегодня же каждый выживает в одиночку. Раскрученные  авторы, которые снискали себе славу на криминальных и эротических романах, уже давно пользуются  услугами талантливых и плодовитых « негров», которым не нужно  иметь литературное имя. Таким трудягам не важна слава, им лучше-деньгами. Пусть не огромными, зато стабильными. Я вычитал в интернете о том, что  готовые романы  рабы от литературы продают  от 50 до 70 тысяч рублей в зависимости от объема текста. Перед ними стоит   только одна задача. Как можно подороже себя продать , навеки отказаться от авторских прав и кануть в забытье.. А дальше преемник сам распорядится купленным литературным материалом.
      И я нисколько не удивляюсь тому, что приходится читать в периодике о том или ином супермодном авторе, в библиографии которого насчитывается уже свыше восьмидесяти или даже ста  нетленных романов. Однако, я друзья, несколько увлекся.
    Им-то, богатеньким «нуворишам» хорошо!  Они на «куршевели»  часто ездят и на всех светских раутах блистают, а вот что делать с талантливыми,но не пробивными авторами?       Иначе говоря, как заявить о себе?
    И здесь,  у литераторов, опытных и начинающих, появилась, наконец,  виртуальная трибуна, с которой можно выступить со своим творением и получить на него тот или иной отзыв. За последние десять лет во всемирной паутине заявили о себе   множество русскоязычных литературных сайтов, взоры к которым обратили многие сотни тысяч творчески одаренных личностей. И это, безусловно, радует. Сегодня в мире, где проживают свыше семи миллиардов человек, десятая часть приходится на русскоговорящих. Подумать только! Семьсот миллионов! И из них, если даже взять всего один процент населения ,а в хорошем деле, как говорили Великие древние мудрецы, важен и один процент, то семь миллионов любителей и творцов русской литературы-это величайшая гуманитарная сила!


      За  литературным порталом : ПРОЗА.РУ я лично наблюдаю больше  семи лет. Блуждая с «мышкой»  по бескрайним просторам этой литературной территориии я обратил внимание на то, что в этом, так называемом,  литературном братстве живут и общаются между собой многие сотни и даже тысячи талантливых и ярких авторов. Конечно,же нельзя забывать, что ежедневно  армия поэтов,прозаиков , публицистов,просто графоманов и любителей литературной тусовки пополняется новыми людьми. Да и исход с портала опытных литераторов тоже, к сожалению, имеет место,однако следует заметить, что. костяк литераторов на портале уже сформировался. Я не буду в этой статье делать анализ творчества тех авторов, которые доказали свое право  быть в лидирующей группе. Их имена и так на слуху, да и судя по истинной народной рейтинговости, большинство из них  не обижены читательским вниманием.
     Я хочу поговорить о другом. Очень обидно, что моя другая проблемная статья, где говорилось о культуре рецензионного письма, большинство портальцев оставило без должного внимания. А ведь, по сути,эти мои размышления,как бы в продолжение той актуальной темы.
   Мне, честно говоря, не совсем понятна «кухня», как формируются рейтинговые баллы тех или иных произведений. По моему, здесь заложена бомба замедленного действия. Я, безусловно, не истина в последней инстанции,это просто мой  взгляд со стороны.
   Я уже давно обратил внимание на то, что тем интереснее и содержательнее авторский материал, тем меньше под ним адекватных отзывов. Эти материалы далеко не всегда попадают в ленту рейтингов, а если и попадают, то, как правило, в нижнюю ее часть.
    Проанализировав несколько десятков очень слабых по стилистике и содержанию работ, я удивился, что  половина  из них оказались среди рейтинговых. Представляю себе эйфорию таких авторов.
      « Мол, я без году неделя как на портале, а уже попал в обойму избранных. То то еще будет!»
    Приходится с грустью констатировать. Серости, глупости,невежества и хамства на ПРОЗЕ.РУ еще хватает в избытке. Очень многие тусовщики пришли сюда просто поразвлекаться. Я лично уже тридцати таким ухарям закрыл дорогу на свои страницы, поместив их фамилии в черный список.
     К рейтингам произведений нужно относиться крайне осторожно. У некоторых блеклых и откровенно слабых авторов, случайно попавших в рейтинговый список, может случится звездное заболевание. И виной тому-хвалебные оды под его опусами. Извините,но  такие оценки у меня ничего,кроме иронии не вызывают. Это – самая настоящая медвежья услуга!
    Так что же делать, спросите Вы? И я  Вам отвечу. Из этого заколдованного круга, пожалуй есть выход. Администрация  портала  делает большое дело , объединив и сплотив в «паутине»  одаренных  и увлеченных литературой, людей. Только в текучке  производственных дел не всегда до конца продумывает новые инициативы. Иначе я не могу объяснить такой однобокий подход к проблеме.
     Одновременно с открытием страницы на ПРОЗЕ, я стал автором  других сетевых интернет-ресурсов.  И везде примерно один стиль работы, то есть постоянное авторское натягивание одеяла на себя.
    Далеко не во всем я согласен с  политикой администрации портала ПРОЗЫ, но вот проблема рейтинговости авторских работ здесь,я уверен,  весьма не продуманна и  не взвешенна.
 Все рейтинги,на мой взгляд,  должны складываться и приумножаться в режиме творческой состязательности, то есть по результатам тематических конкурсов в разных жанровых номинациях. И  судить  о зрелости и творческой состоятельности коллег по перу можно уверенно, согласно этой методике. На портале Прозы зарегистрировано свыше двухсот тысяч авторов. На сегодняшний день в рейтинговую  обойму входят не более  сотни условных поэтов и прозаиков. 
    Так почему же на ПРОЗЕ нельзя положить начало этой самой  состязательности? Неужели на портале не найдется десяток-другой энергичных энтузиастов из числа  мастеров пера, которые могли бы организовать ряд конкурсных мероприятий, по результатам которых следует выставлять не «минутные баллы-пузыри», а  заслуженные рейтинговые очки.
    В рамках этой статьи я ограничу себя от решения других портальских проблем, которых накопилось немало. Просто мне  показалось, что нерв проблемы о реальных и мнимых рейтингах нащупан верно. Так, давайте же сообща придем к взаимопониманию. Ведь ПРОЗА.РУ   общий литературный и
 социальный дом. и  нам еще долго жить и творить под этой крышей. И как мне будет приятно, когда в одном из книжных магазинов я увижу на  лицевой стороне обложки знакомое имя своего сопортальца с ПРОЗЫ.  Хочется верить, что это будет  интересная содержательная и ,призывающая к доброте, книга. Вот на этой мажорной ноте мне и хочется поставить жирную точку. А проблемы были есть и будут.   И это уже темы для других статей.
 
   

  P-S:       Кстати, по причине отсутствия культуры, полной несостоятельности,зачастую, безадресности, то есть отзывы в никуда,я удалил за последнее время больше семидесяти таких отзывов.    .Что же касается,так называемых,рецензий,то пусть их на моей странице будет, как можно меньше,зато содержательнее. И в этой "фишке", пожалуй,один из главных мотивов этой публикации,которая на сегодняшний день приобрела наибольшую актуальность.

    Для справки. На моей странице нет ни одного избранного автора. И дело не в том, что мне не нравится творчество зрелых литераторов. Просто я не хочу никого выделять по другим причинам. Попадание авторов в элитный список обязывает к взаимной благодарности. И получается , как в басне Крылова про петуха и кукушку.  А вот то, что касается черного списка, то он потихоньку пополняется. Основной его костяк составляют интриганы, провокаторы, весельчаки-тусовщики и прочие хамы.
   Страница моя открыта для внимательного читательского чтения. Это- мой главный  принципиальный посыл, ибо интернет-ресурсы-- мой вторичный полигон. В приоритетном  порядкея я даю зеленый свет своим произведениям в СМИ и авторских книгах.

  Еще раз настоятельно рекомендую своим читателям писать отклики,комментарии,отзывы только в случае,если прочитанный материал оставил в Вашей душе добрый  след,или,наоборот, нахлынуло желание аргументированной и здоровой критики.