Гл. 17. Спелеологи круглого стола - Квинтэссенция

Игорь Орловский
БРЕД ПЕЩЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА В ФОРМЕ ВОЛЬНОГО ТРЁПА


Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/01/22/84

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/01/22/48





Глава 17. КВИНТЭССЕНЦИЯ ПЕЩЕРНЫХ КРАСОТ

                Благодаря отеческой заботе
                Коммунистической партии и
                Советского правительства, при
                постоянной помощи народов-братьев
                мы превращаем пустыню в цветущий
                сад.
                Анна-Мухаммед Клычев [1]

Вот наша чудная троица вышла на берег озера – вода заливала дно громадного разлома в земной коре, простиравшегося в длину на многие километры. На камнях, будто специально поджидая их, стояла надутая резиновая лодка с надписью на борту: “Для вас, люди добрые! Берите, кто хочет!”. Спелеологи закинули в неё свои транспортники, взяли в руки вёсла и отчалили.

Три славных удальца уже долго плыли по зеркальной глади подземного водоёма. Живописные арки Озёрного грота услаждали их взоры, лаская глаз всевозможными формами подземной натёчности. Так, а это что впереди? Неужели реальность? Или сладчайшие грёзы, навеянные красивой сказкой для детей? Мощные фонариков путешественников “вырывали” из тьмы фантастически прекрасный остров. Весь, абсолютно весь, он был покрыт чудесным садом неизреченной красоты. Несколько свисавших с потолка гигантских сталактитов соединялись с растущими на острове сталагмитами – получались колонны – сталагнаты. Из центра грациозно взметнулись вверх несколько скал, своей формой напоминавшие разных животных. Притом все эти драконы, кони, медведи имели “шерсть” – покров из кораллитов и геликтитов. Кораллиты – это каменные конкреции, похожие на кораллы. А геликтиты – вытянутые каменные “палочки”, растущие в совершенно произвольных направлениях, причудливо и произвольно изгибающиеся и ветвящиеся. Вспомнились строки:

                Сегодня Мрак и Тишина
                В подземно-внеземном соборе
                Венчаются… Отражена
                Слеза небес в пещерном взоре…

Дивный сад из минералов… Он буквально цвёл: белоснежные, прозрачные, розовые, алые, голубые, малахитово-зелёные, коричневые, кофейные каменные конкреции блестели благодаря покрывавшим их капелькам воды. Чего тут только не было! Невероятных размеров великолепнейшей красоты цветы с завёрнутыми лепестками лилии – антолиты. Словно выточенные из единого куска горного хрусталя, эти очаровательнейшие создания буквально гипнотизировали изяществом своих форм. Но их никто не вытачивал – они росли – так шла кристаллизация. А с какими чудесами можно сравнить филигранной работы прекрасные каменные “кустики” – кристалликтиты!? Геликтиты… их стволы, затейливо изгибающиеся и ветвящиеся, росли и поодиночке среди других форм каменной растительности, и целыми клумбами, рощицами. Они создавали тот самый неповторимый, ни с чем не сравнимый сказочный настрой этого острова. Сталактиты и сталагмиты здесь имели не готическую форму, как в большинстве пещер. Нет. Их сплошь покрывало тончайшее каменное кружево восточного стиля: кораллиты, геликтиты, шпоры. А на дне небольших ущелий в маленьких озерках покоились пизолиты – подземный жемчуг (редчайший тип конкреций). Притом такого размера и чистоты, что никому из нашей славной троицы за всю их спелеологическую практику ничего подобного не попадалось. Пизолиты – это иногда правильной, иногда неправильной формы кальцитовые шарики, имеющие точно такое же строение, как и обычный жемчуг – песчинку или маленький камешек посередине, на которые правильными тонкими слоями нарастает кальцит.

За очередным поворотом поджидал новый сюрприз – целая стена имела кроваво-красный цвет по причине покрывавшей её редкой глины. А по всей поверхности звёздами сияли маленькие кристаллы гипса. Сказка, не иначе! Ну разве можно где-нибудь на поверхности земли лицезреть такое дивное диво!?

А вот маленький водоёмчик, в котором имеются забереги – тончайшие кальцитовые корочки, вырастающие на поверхности воды. Они удерживаются силою поверхностного натяжения. Со временем забереги прирастают к берегу, обрастают снизу кристаллами из озера. Получается белоснежное кружево, словно шедевр искуснейших вышивальщиц.   

Наши путники уже несколько часов прогуливались по этому прекрасному каменному саду. А пещера пела, услаждая гостей чистейшими звуками капели. “Дзинь” – отзывалась капля, разбиваясь о сталагмит. “Дзинь” – отвечал сталагмит, но уже своим тоном. “Дзинь” – вторило эхо. Получалась капель, звучащая аккордами. Можно было стоять на одном месте и слушать сей чудесный концерт подземных обителей, забывая о сне и усталости. И созерцать нерукотворные шедевры пещерного Эрмитажа. И вдыхать в себя аромат тайны.

Вдруг в одной сферической нише в скале спелеологи увидели зрелище совершенно феерическое. Сверху свисали не слипающиеся в пучки тончайшие нитевидные кристаллы гипса и эпсомита [2]. Космами. Длиной до двух метров. В точности та самая паутинка из “Пикника на обочине” Стругацких, которая слабо так серебрится в углу, и то ли она есть, а то ли её и вовсе нет. И не заметить её вовремя – столь же гибельно. Правда – только для паутинки. Стоит быстрым шагом пройти мимо – и воздушная волна её снесёт. Неудивительно! – ведь эти каменные “волосы” имеют микронную толщину. Вдоволь налюбовавшись сим подземным чудом, наши герои осторожно отошли в сторону и продолжили прогулку по волшебному саду каменных цветов.

Наконец, путники дошли до такого состояния, что красОты уже перестали восприниматься, а головы в буквальном смысле захмелели от избытка созерцаемых чудес. И вышли на поляну – удивительно ровное большое пространство меж скал, украшенных такими типами конкреций, что было очень сложно отнести их к какому-либо известному виду. Эти блистающие квинтэссенции прекраснейшего, “гении чистой красоты” создавали разноцветный дворец с абсолютно фантастическим убранством. Элементы различных культур имели место в этих нерукотворных украшениях, гармонично сочетаясь в единую композицию. Да, такое не смог бы представить даже самый гениальный художник в момент наивысшего вдохновения!


[1] Клычев А.-М. Красота солнечного края. Записки охотника-натуралиста. Ашхабад, “Магарыф”, 1979, с. 156.

[2] Гипс – водный сульфат кальция, эпсомит – водный сульфат магния.


Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/01/22/84

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/01/22/48