Путешественник поневоле

Беляков Алексей Андреевич
        История,  о которой я хочу рассказать,  вспомнилась мне благодаря старой фотографии, которую разместила моя землячка из  Белореченска в альбоме одной из страниц сайта «Одноклассники». Эта же фотография является  иллюстрацией моего рассказа.
    Итак, было  это году  в 1958-59,  в августе. Я уже тогда учился в школе, и вот,  перед самым началом  сентября, я попросил у матушки своей  денег на школьные покупки. Нужны были линейки, карандаши, ластик, тетрадки,  еще какая-то  «очень нужная»  школьная мелочь.  Мы тогда были самостоятельные,  все   готовили к школе сами.  Это сейчас в подготовке к школе проблем  у родителей  более чем  достаточно.  А тогда все было просто.
- «Вот  тебе  деньги, иди  и покупай, что тебе нужно. Мне некогда  с тобой ходить».
   И я отправился в центр  нашей, тогда еще станицы, Белореченской,  в универмаг, где продавались канцелярские товары и школьно – письменные принадлежности. Успешно сделав все необходимые покупки,  я собрался домой. В те времена общественный транспорт ходил в основном по улице Ленина,  с поворотом на ул. Кирова  возле маслозавода, и далее на  ж.д. вокзал. Когда у нас появлялась мелочь, мы обязательно  старались проехать на автобусе. Это ведь  было так интересно, не идти пешком,  а ехать, да еще разглядывать окрестности сквозь запыленные стекла.
       И я, имея экономии денег копеек пятнадцать, решил вернуться домой  «с шиком». Автобусная остановка  находилась  на площади, напротив  универмага. Выйдя из магазина,  я увидел на остановке   автобус    и,   не  долго  думая,  побежал  к  нему.  Автобусы  тогда  ходили редко, и ждать следующий мне совершенно  не  хотелось. Не успел  я запрыгнуть на подножку,  как двери автобуса закрылись и  мы  поехали. Мог  ли я знать  тогда, куда я поехал?
          Я  прошел  по  салону  в самый конец,  на свободные места. Усевшись,  я стал  осматриваться. Первые впечатления были самые наилучшие. В автобусе были очень  мягкие сиденья,  да еще и  накрытые чистыми светлыми чехлами. Двигатель работал за спиной  очень  тихо. Спинки сиденья были высокие, и полностью закрывали  меня от сидящих впереди пассажиров и водителя.  Немного освоившись, я сжал в запотевшей руке монетки, и стал ждать кондуктора, поглядывая одновременно  в окно. А кондуктор не подходил, и я  обрадовался, что смогу проехать «зайцем». Но радовался я рано.
         Потому что  кое-что  уже  показалось  мне странным. Мы проехали уже больше половины пути по улице Ленина, а автобус не сделал ни одной  остановки!  И ехал он быстро, не так, как  обычно  движется старенький  скрипящий  автомобиль.    Вот  уже и поворот  возле  маслозавода. Отсюда  дорога поворачивала вправо,  на выезд   из станицы, а влево  дорога уходила в  сторону вокзала. И вместо того, чтобы остановиться после левого поворота на автобусной остановке,  автобус на полном ходу  пошел дальше, вправо, на выезд!
        Тут мои радости закончились окончательно. Автобус шел  споро, не сбавляя хода,  и уже через несколько минут мы  оказались на другой  развилке. Прямо дорого уходила через мост  на  Апшеронск, а влево, по путепроводу   - на  Майкоп,  в  Адыгею.  И снова,  уже с душевной тоской, я увидел в окно, как справа мелькнула дорога  на мост. Автобус, натужно ревя двигателем, стал подниматься на крутую насыпь  переезда над железной дорогой. Обычно, когда мы в этом месте проходили купаться на речку и обратно,  всегда взбирались на самый верх, чтобы посмотреть  окрестности. Все же это была  ВЫСОТА! Отсюда было видно  все полотно железной дороги до самого моста через реку Белая, и территория  нефтебазы за переездом, и разветвленная сеть путей  возле  ж.д. станции.
               Но сейчас мне было не до любования окружающими красотами. Автобус скатился с переезда и, набирая скорость,  помчался прочь из  станицы, увозя меня  неизвестно куда! Я забился в уголок, и уже не скрывая своего страха, тихонько   заплакал, размазывая слезы по  щекам. Я не знал, что мне делать. Я боялся  выйти к водителю  и  сказать, что мне нужно выйти. Я уже понял, что  попал  в междугородний  автобус. Поэтому и  оплату с меня не спросили. Кондуктора  ведь не было!  По-видимому,  водитель посчитал, что я еду  со старшими, а пассажиры вообще не обратили на меня внимания.
            Я тихонько плакал, автобус мчал вперед. За окном справа уже тянулись садовые  ряды плодо-овощного совхоза, а значит, автобус уже уехал  далеко.  Я не знаю, но, наверное провидение  сжалилось надо мной,  и  не дало мне уехать в Майкоп. Я уже настолько был потрясен случившимся, что  даже не мог плакать. Я был морально раздавлен! И вдруг  автобус стал  замедлять ход. И остановился совсем. Все пассажиры  стали  выходить, и я вслед за ними. Выбравшись, я отошел в сторонку.   Впереди автобуса, от края до края проезжей части,  включая и обочины, были насыпаны  опилки, сплошным  толстым слоем, длиной около двадцати метров. От них исходил резкий медицинский, как мне показалось, запах.  Из разговоров  пассажиров я  услышал слово «ящур».
            Все  пассажиры пешком прошли по опилкам, водитель заехал на опилки, вышел сам, потоптался на опилках, и автобус снова остановился уже на другой стороне площадки. Пассажиры пошли  обратно в автобус,  а я,   несказанно  обрадовавшись случившейся остановке, повернул обратно. И хотя мне предстоял немалый путь домой, на душе  у  меня было так радостно, что я готов был  запеть.
             Было около двух часов дня, времени  было много, и я, даже со своим мелким шагом, дошел бы до дома засветло.  Дорогу эту я знал, да и заблудиться там было невозможно, потому что она  была единственная! И я, размахивая пакетиком со своими покупками, отправился в  обратный путь.   Было тепло, тихо, дорога была пустынная,  и  я уверенно двигался вперед. Но, видно судьба решила компенсировать мне мои душевные страдания и  послала мне неожиданную  оказию.
            Не успел я пройти и двухсот  метров,  как меня обогнали на велосипедах  два парня лет по пятнадцать. Остановились. Я особо их  появлению не обрадовался. Малые у старших всегда виноваты.
 - Эй, пацан, ты откуда идешь, и куда?
 - Домой иду.
- А где живешь?
- В  Белоречке.
Они переглянулись  и один даже присвистнул:
- Далеко  же ты  гуляешь,  ты  как  здесь оказался? 
Разговор был дружелюбный, и я уже смелее  рассказал,  как я  попал на междугородний автобус.
- Ну ты даешь, ты хоть знаешь, куда ты заехал?  Там, за поворотом  дороги, уже  станица Ханская!
Я знал об  этой  станице, что она расположена на середине пути в Майкоп. Километрах в  двенадцати от  Белореченской.
 -  Ладно, давай  садись  на раму впереди, довезем тебя. Мы тоже туда едем.
    По дороге ребята еще оживленно  обсуждали  мою поездку, потешаясь беззлобно  над моей беспечностью. Ну откуда я мог  знать,  что междугородний  автобус делает там  промежуточную   остановку. Да и сам я к тому времени ездил в  автобусе два-три раза. Не так уж у нас  тогда было много денег. Да и оплата была другая – пять копеек за одну остановку. За  четыре плати уже двадцать. И я был еще совсем пацан, малой да бестолковый.
   Заодно  они мне объяснили, почему останавливался автобус. Оказывается, в районе  в то время  была эпидемия ящура – болезни крупного рогатого скота. И вот, чтобы не получилось распространение болезни, на всех дорогах  были сделаны такие санитарные кордоны.
     Но на этом  мои  приключения  не кончились. Когда мы подъехали к  совхозным  садам, ребята  мне предложили:
- Давай   мы заедем в посадку,  ты посторожишь  велосипеды, а мы сходим в сад  за яблоками.
     Напомню, что был конец августа.  Самое обильное созревание яблок. Я, конечно, не возражал своим неожиданным попутчикам и с радостью согласился. За  то, что они так  по-дружески отнеслись ко мне,  я готов был им угодить в чем угодно. Они отправились за яблоками. А я тихонько сидел в кустах  и ждал условного сигнала – свиста. Яблоки-то они пошли,  попросту  говоря,  воровать  из  сада.   Но не будем их и меня осуждать.  Кому не приходилось лазать в чужой сад за фруктами, когда в своем саду  всего полно?  Ведь в чужом саду все всегда вкуснее, это общеизвестная  истина! Да и в пути так хотелось есть!
     Вскоре  ребята  возвратились с  старенькой сумкой,  полной  красивых яблок.
Я не помню  вкус этих яблок.  Может они  были самые обычные,  но  ситуация, в которой мы их добыли,  делала их самыми  вкусными!  Мы ехали,  уже не торопясь,  по дороге, грызли яблоки, болтали и так,   незаметно, добрались  до  моего родного перекрестка  возле маслозавода. Здесь я расстался  со  своими  благодетелями  и пошел домой.
     Матушка моя, глядя на меня запыленного, только вздохнула:
- Где можно  столько  болтаться?
- Ну,  я же в центр в магазин  ходил.
Так закончилось  мое  путешествие  поневоле.   Я так никогда и не рассказал, как  я уехал в другой город. А потом,  постарше, я сам  ездил на велосипеде в Майкоп, за  двадцать пять километров, к своей сестре, которая жила там с своей семьей. Но это уже совсем  другая  история.

21.01.2011.

Примечание. Вот  на таком автобусе и от этой остановки я уехал. А может быть и именно на этом. Ведь фото из тех времен.Это "Икарус".