Как наше слово отзовется...

Людмила Ливина
  Вообще-то меня не балуют рецензиями.  Поэтому обрадовалась, получив  положительный  отзыв на одно из своих стихотворений, написанных в довольно сложный период жизни, когда судорожно пыталась найти  в ней точку опоры.
 В рецензии были такие слова: Не поняла вот эти строки, как это?
        «Промелькну в квадратах блеклых
        Равнодушного огня?
Вот. Честно высказала своё читательское восприятие, ничего при этом не понимая в поэзии».

  Я  добросовестно попыталась объяснить : «Что касается блеклых квадратов, то... представьте себе сумерки, окна на первых этажах темные, и в них отражается проходящая фигура (а какая женщина откажется на себя посмотреть?) Витрины магазинов освещены, а поскольку витрины квадратные, то и свет падает квадратами. Ну а равнодушный он потому, что когда у тебя в кармане пусто, то лучше перед витринами не останавливаться».
  А потом подумала: а ведь действительно, проблема восприятия существует.  Поэзия, передавая непосредственно чувства  автора,  воздействует на читателя рифмой, ритмом, ассонансами, образами.  Поэтический   образ очень емкий: это результат  цепочки ассоциаций.  И чтобы «врубиться», эту цепочку нужно размотать  «в обратном порядке».
 
  Стихи Б. Пастернака я,  по необходимости,  учить - учила, но долго  не принимала:  сложно очень.
 Но вот в   фильме «С легким паром!»  услышала  песню  на его  стихи «Никого не будет в доме».  Я не помню, чья там музыка, но то, что стихотворение великолепно на эту  на музыку ложилось, это однозначно.  Строчки звучали у меня в голове;  в слова я не вдумывалась, завороженная гармонией звуков.
           И опять зачертит иней,
           И опять завертит мной,
           Прошлогоднее унынье
           И дела зимы иной...
  Поскольку фраза «не отвязывалась»,  решила перечитать «оригинал». И тогда задумалась: завертит унынье - значит, автор, точнее  лирический герой,  погрузится в  бесконечную суету  и унынье. А вот  кто зачертит?  Откуда взялся  иней?  Здорово, но непонятно. 
Попыталась поставить себя на место  лирического героя.
   Зима. И никого в доме и делать нечего, а день тянется.  «Длинный день  в проеме незадернутых гардин».  Стоп!  Если речь о гардинах, значит, он стоит у окна. Окна зимой, в мороз,  затягивает инеем.  А человек мается (им завертело уныние – до чего же емкий образ! ).  И руки (не он, а его руки), подчиняясь  этому унынию,  автоматически царапают на инее – буквы? линии? (Занятие абсолютно бессмысленное, - через пару минут все опять затянет).  И руки - сами по себе, а воспоминания (дела зимы иной), унылые  и назойливые – сами по себе.
Все, цепочка размоталась.
Самое интересное, что  все эти умозаключения  спрессованы в четыре строчки, да так, что ни одного слова не выкинешь  и ни одного не прибавишь.  Это Поэзия.