Как я был знаменитым

Николай Зиновьев
    Звоню в дверь. Я пришёл к другу. Он придёт с работы через час.
    – Кто там?
    – Антонина Андреевна! это я, Николай.
   – А, Ника-а-лай,  за-ахади!    
– Мне Виктор сказал, что ты сегодня приедешь. Но я не думала, что ты так рано доберёшься. – Это  Антонина Андреевна,мама Виктора ,она приехала в Москву ещё в девичестве, много лет назад, из-под Иваново, где окают , как коренная москвичка, акает. И вообще, многие слова произносит по-своему. Это придаёт своеобразие её речи. «Смотрела телявизор, слушала радиа, ехала в метре.» и т. Д., заслушаешься.
– А почему вы так думали? Мы же с Виктором, когда вместе работали, всегда в это время приходили.
– Да, так было. Теперь он приходит на целый час позже. А тебя показывали по телявизору, поэтому, думала, и ты задержишься.
– Что, вы, Антонина Андреевна, ни на каком телевидении я не был,  с работы прямо к вам, вы, наверное, меня с кем-то спутали.
– Ну, как же я тебя могла спутать? Этот костюм, этот галстук, эта рубашка. Но, главное, голос, твой голос – негромкий, располагающий к себе. Тут  уже никак,  ни с кем не спутаешь. Ладно, ты тут посиди, почитай книги или газеты. Вон, Виктор их целый ворох притащил. Я ему говорю: «Зачем так много газет читаешь, глаза портишь, ты – конструктор, тебе глаза беречь надо». А он: «Мама, не лезь в мои дела».   –  Хоть бы ты, его друг, на него повлиял. Он меня совсем не слушается! Пойду на кухню. Надо подготовить для вас ужин. Анатолий тоже обещал прийти. Анатолий – младший сын Антонины Андреевны, работает в Министерстве торговли. Мать гордится своими сыновьями. Муж, после Великой Отечественной войны домой не вернулся, ушёл к фронтовой подруге,  и ей одной пришлось поднимать сыновей. Слава богу, дети выросли прилежными и трудолюбивыми, учились хорошо. После окончания средней школы старший – Виктор поступил на вечернее отделение института, сказал: «буду работать на станкозаводе, а по вечерам учиться». После окончания института, он перешёл работать в НИИ. Анатолий сначала отслужил в Советской Армии три года, потом тоже пошёл по пути брата, стал работать и учиться. Но он пошёл по линии финансов и экономики. Удачно женился, в отличие от Виктора, который был старым холостяком. Успешно продвигался по службе.
Раздался звонок. Я открыл дверь. Оба брата стоят с сумками. Зашли в коридор, разделись. Давно не виделись, обменялись крепким рукопожатием. Виктор год назад перешёл в другой научный институт, а Анатолия я редко видел, хотя он жил недалеко от брата.
  –  Вы что, сговорились?
  –  Нет, я зашел в магазин, а там Толя в очереди стоит. Удачно получилось. Иначе в магазине пришлось бы потерять много времени, –  Виктор начал выкладывать продукты на стол, я стал помогать ему, Анатолий достал тарелки, столовые приборы и начал сервировать стол. Через пять минут он объявил, что у него напитки и холодные закуски готовы, давайте садиться за стол.
  –  Да, да, – садитесь, я уже иду, пока выпьем за встречу,  и горячие блюда подойдут,–  это Антонина Андреевна подаёт голос из кухни. Наконец, рассаживаемся. Как всегда, Виктор, как старший, во главе стола, разливает по первой. Тост провозглашает он же – у нас так было принято.
– За встречу!-повторяет Антонина Андреевна,- Толя живёт рядом, нет-нет,  и заходит. Ника-алай, а ты у нас бываешь очень редко. Хотя сегодня я тебя вижу во второй раз. Первый раз тебя показывали по телявизору, а ты мне не веришь.
– Что вы, Антонина Андреевна , я у вас каждый месяц хотя бы один раз, но бываю. Это не мало, тем более при наших расстояниях и занятости. Правда,  после перехода Виктора на новое место работы, встречи стали реже, но стараемся встречаться, старая дружба не ржавеет. А на телевидении сегодня не был. Тост принимаем. После этих моих слов, все с удовольствием выпили.
  – Как же ты не был, я же своими глазами видела,  а они у меня ещё без очков хорошо видят, – сказала  Антонина Андреевна, обиженно глядя в мою сторону.
Потом пошли разговоры о работе каждого из нас. С этим пока у всех у нас было в порядке. Но грядущих экономических и структурных  перемен в связи с перестройкой, нам было не избежать.    Везде, на предприятиях, учреждениях, на улице и на транспорте только об этом и говорили.  Ещё одной наиболее важной и интересной темой для разговоров, особенно после Чернобыльской катастрофы, была экология.  Тут уже каждый считал себя знатоком природы,  старался высказать свое мнение. На радио и телевидении собирали круглые столы из учёных, специалистов и известных и авторитетных людей, чьи мнения могли повлиять на принятие законов или технических решений по защите природы и окружающей среды.   
– Вы пока поговорите, а я посмотрю, что на кухне творится, –  Антонина Андреевна ушла на кухню.
 – Ты что, Николай, перечишь старому человеку, никогда им не возражай, они это не любят,  больше того, терпеть не могут, у них всегда после этого давление подскакивает, голова начинает болеть, бессонница наступает, иной раз всю ночь могут не спать, аппетит пропадает. Так что ты, Николай, в споре со стариками будь осторожен,  не возражай, мы–то с братом её знаем, как говорится, «что старый, что малый», как никак бабушке восемьдесят  пять, много ли им надо? Чуть-чуть посмотреть телевизор, поговорить с новым человеком, её подруг уже давно нет на свете, да и мы до таких лет вряд ли доживём,  в следующий раз, когда она тебя перепутает с каким-нибудь депутатом или министром, соглашайся, – сделал мне Виктор серьёзное внушение. Поскольку я давно не жил со стариками (только в детстве с бабушкой и дедушкой), для меня это было внове.
– А ты, Толя, посмотри телепрограмму, какую передачу она смотрела, разберемся, и, может, успокоим её, – предложил я.
 – Вот, нашёл, – сказал Толя, пробежав глазами программу, –  что она смотрела: «Писатели у микрофона», – и он назвал имена известных писателей. Виктор в своей библиотеке стал искать первый том собрания сочинений одного из этих писателей, где были его фотографии.   
– Это здесь. Помнишь, Николай, Елену Дмитриевну, ведущего конструктора, она у нас в отделе была самая начитанная, имела приличную домашнюю библиотеку. Однажды, мы всем коллективом отмечали какой-то государственный праздник, сдвигая столы на рабочем месте. Тогда она    сказала, что ты похож на одного известного писателя и с ней согласились несколько наших коллег, – Виктор раскрыл том и показал нам фотографию, – садись-ка  к зеркалу, сейчас мы попробуем сделать тебя похожим на него, – и начал расчёсывать в разные стороны мои волосы. После недолгой манипуляции с моими волосами, попросил:
 – А ну-ка, Толя, посмотри со стороны, что у меня получилось? – сказал Виктор, проведя последний раз расчёской по моим волосам.
 – Похож, хотя не как две капли воды, но отдалённое сходство есть. Если не смотреть под микроскопом, вполне сойдёшь. Отметим это перевоплощение! – Анатолий налил нам ещё по одной. – Ты, Николай, как Виктор уже сказал, не возражай маме, скажи, что ты забыл про передачу, что её готовили давно, а показали только сейчас. Иначе у ней будет повышенное давление на целую неделю и сна не будет ни у ней,  ни у нас.
 – У меня горячее готово! Я вам сейчас принесу, освободите место, – это голос Антонины Андреевны  из кухни.
  – У нас всё готово, Толя, иди, помоги маме, – Виктор и я на столе освобождаем места под горячие блюда. Наконец, рюмки полные и все на своих местах.
 – Предоставляю слово гостю, – как-то многозначительно посмотрел на меня и с ударением на первом слове,  произнёс Виктор.
 –  Антонина Андреевна, я перед вами должен извиниться, мы тут посмотрели программу телевидения и, действительно,  была передача с моим участием. Но эта передача шла по записи. Я вспомнил, что эту передачу готовили давно, а показали только сейчас. На телевидении так бывает. Каждый день новости одна важней другой, всё надо освещать, поэтому некоторые передачи отодвигают на более поздние сроки. Сегодня на телевидении обошлись без меня. Предлагаю тост: Желаю вам, Антонина Андреевна, крепкого здоровья, хорошего зрения и твёрдой памяти ещё на долгие годы. И нам желаю того же –  крепкого здоровья на долгие годы, брать пример с  Антонины Андреевны! –  тост был поддержан.
–  Я же говорю, Никалай, что  тебя по телявизору показывали, а ты мне не поверил. Слава богу, у меня пока зрение, слух и память в порядке, – признанием её правоты явно успокоилась Антонина Андреевна. – И часто приглашают тебя на телявидение и по какому поводу?
– Не часто, но приглашают.  Тема круглого стола, в основном, природоохранная. Модная сейчас тема – Экология, называется. Порасспросила Антонина Андреевна ещё меня о бывших коллегах Виктора (она многих из  них  ещё помнила, потому что однажды Виктор пригласил их к себе на день рождения). Анатолий предложил ещё раз тост за дружбу. После этого Антонина Андреевна сославшись на усталость, ушла отдыхать.
–  Да, ваша мама, несмотря на её годы, держится молодцом, всем бы так. Ваше  – сыновей мнение, как ей это удалось? – спросил я,  выказывая своё почтение и уважение к этому человеку.
– Да, слава  богу, до сих пор держалась. Теперь, нет-нет, да побаливает, то простуда, то суставы, но на давление и сердце редко жалуется, пока своими болячками  сама справляется, – заметил Виктор с некоторым удовлетворением.
– Виктор, а чем ты объясняешь такое многолетнее хорошее здоровье  своей матери, задумывался? – тема здоровья вечная и всех, в том числе меня,  интересует.
– Да, конечно. Как сейчас говорят, вела здоровый образ жизни, всегда была уравновешенной, ни с кем не ругалась, всегда старалась и умела обходить острые углы. Никаких книг о здоровье она не читала. Да и книг таких тогда не было. Просто жила, отделяя добро от зла, применяя опыт предыдущих поколений, как в сохранении здоровья, так и в воспитании нас, детей. Честно и добросовестно исполняла свои обязанности. А они бывают  перед самим собой, перед семьёй, перед государством и перед другими людьми. Полагаю: никогда не совершала дурных поступков.
  Жили мы в бараке, возле  железнодорожной станции, недалеко был лес, а в лесу озеро. О! эта жизнь в бараке! Кто не знает, пусть лучше не знает! Там находились тысячи причин для возникновения ссоры, унижающие честь и достоинство человека. Мы, дети, наверное, не в равной мере со взрослыми чувствовали всю тяжесть этого бытового, связанного с не обустроенностью жизни, унижения. Мама всегда избегала ссор, старалась их предупредить. Если бывали неприятности, она уходила на берег озера, стояла до тех пор, пока не успокоится, и возвращалась домой. Так она снимала стрессы. В посёлке было принято здороваться  со всеми. Что бы то ни было, дети всегда здоровались со старшими. Школа цементировала людей. Учителя и врачи пользовались почётом и уважением. Потом это всё куда-то исчезло. Началось расслоение общества.  Одни ездили в  Москву, хорошо зарабатывали. Другие не могли.  Увеличивался разрыв в благосостоянии. Росла зависть.Мама всячески старалась, чтобы мы не заразились этим нехорошим чувством.Говорила: "Не завидуйте! Не могут быть асе богатыми Вон, даже в лесу деревья разной высоты, хотя растут в одинаковых условиях". Те, кому зависть застилала глаза, в упор не видели друг друга.   
Летом мы собирали ягоды, грибы, травы для чая, ловили в озере рыбу. Возле путей был участок, сажали картошку, окучивали, а осенью выкапывали, хранили в подвале,  в сарае. Годы были тяжёлые, военные и послевоенные, часто недоедали. Одежонка былая худая. Может быть, из-за этого в посёлке каждый год умирали дети. Семьи были многодетные, поэтому не так заметно было. Детские голоса возле бараков не смолкали. Тогда, наверное, тоже были всякие эпидемии и заболевания. Но я не помню, чтобы мы с Толей или мама подолгу болели. Может быть, забыл за давностью лет.  Если заболевали, она нас отпаивала отваром из разных трав и мы на другой или через день уже бегали на улице, – с теплотой вспоминал свои детские годы Виктор.
  – Она нас никогда не воспитывала. Если кто-то из нас что-то сделал не так, говорила только: «это дедушке не понравилось бы». Дед для нас был – непререкаемый авторитет. Летом  иногда мы жили у дедушки. Мы его очень любили. Он нас никогда не ругал, на плохие поступки обращал внимание, объяснял, почему так делать нельзя, что это грех большой. И всегда добавлял: «не по-людски это». После этих слов у нас в голове это оставалось на всю жизнь. Вот так мы росли и сформировались как личности, так же, как и родители наши воспитывались  на опыте и примерах старших и родовых традициях, почтительные к родителям,  уважительные к старшим,  приученные к труду и взаимопомощи, что делает человека нормальным и психически уравновешенным, а это основа и для физического здоровья. Это у ней всё оттуда и нам передалось, –  подытожил Анатолий. Мирное застолье затянулось за полночь.
:  – О! мне пора, иначе меня потеряют, – воскликнул Анатолий, посмотрев на часы, отказался выпить на посошок и пошёл одеваться. Сказал: – До свидания! И исчез за дверью. Мы с Виктором ещё посидели, обсудили планы на ближайшее будущее и пошли спать. Завтра рано вставать.
Когда мы проснулись, Антонина Андреевна уже была на ногах. На столе был горячий завтрак и по кухне разносился аромат кофе. Мы поблагодарили её за вкусный завтрак. На прощанье  я сказал:
       – А вы,  Антонина Андреевна, в следующий раз, если меня будут показывать по телевизору, позвоните мне домой или на работу и я посмотрю на себя в телевизоре вместе с вами, а если меня нет, запоминайте и мне потом расскажете, всё-таки интересно, как я выгляжу в телевизоре на глазах у зрителей. Спасибо вам! А пока, до свидания! – с этими словами мы с Виктором вышли на улицу.
–Да, Виктор, это здорово, я, будучи  у вас, хоть один день –  да побыл знаменитым. До следующей встречи! – теперь я попрощался с Виктором и мы пошли в разные стороны, каждый по своему маршруту.