Гропиус - тотальная архитектура

Юрий Прокуратов
Гропиус, Вальтер (1883, Берлин, — 1969, Бостон), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма.

То, что Баухауз пропагандировал на практике, было равноправие всех видов творческого труда и их логическая взаимосвязь в современном мире. Наш ведущий принцип состоял в том, что формообразующая деятельность не является ни односторонне интеллектуальным, ни односторонне материальным делом, а субстанциональной принадлежностью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Наш честолюбивый замысел был направлен на то, чтобы извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его связь с миром каждодневной реальности, так же как на то, чтобы расширить и очеловечить неподвижное, почти исключительно утилитарное сознание людей труда. Наше понимание фундаментального единства формообразования на пользу жизни было диаметрально противоположно идее «искусства для искусства» и еще более опасной философии, выводимой отсюда, будто самоцелью является голый практицизм.

Мои идеи, — оказались едва ли не под подозрением, а мои коллеги — слишком многие из них — покорно разделяют идею XIX века, согласно которой индивидуальный гений может творить лишь в обстановке великолепной изоляции.

Новые цеха заводов Северной Америки поражают своей монументальной силой. По воздействию их можно сравнить только с египетскими пирамидами.

Полное совпадение технической формы с формой художественной, формы, определенной расчетом устойчивости, со зрительным восприятием ее устойчивости – свидетельство совершенства архитектурного произведения.

Художника, творящего в отрыве от действительности, надо вырвать из изоляции… Архитекторы, скульпторы, живописцы, все мы должны вернуться назад к ремеслу!

Все принять во внимание и ничего не упустить.

Всякая вещь должна служить своей цели совершенно, т.е. практически выполнять свое назначение, быть прочной, экономичной и красивой.

…От причуд простого архитектурного пространства к диктату структурной логики.

Что касается вопроса о минимальных требованиях, предъявляемых к жилищу, то они заключаются в элементарном минимуме света, воздуха, жилой площади, которые необходимы человеку, чтобы при полном развитии его жизненных функций жилище не являлось бы тормозом его жизненной деятельности

Специалист – это человек, который всегда делает одни и те же ошибки.

Эти серые, пустые и бездушные ловушки, в которых мы живем и работаем, останутся для грядущих поколений постыдными свидетельствами духовного падения нашего собственного поколения, которое забыло о великом едином искусстве...

Только в том случае, если каждый аспект общественной деятельности проникнется новой творческой силой, жизнь начнет рефлектировать социальной интегральностью, обязательной для целей культурного прогресса.

Моим изначальным пафосом было то, что принципы развития естественной способности индивида схватывать всю жизнь как целое, как одно космическое единство, должны обусловливать собой основу всего воспитания, на всех его уровнях.
Идеи Культуры, не могут развиваться и распространяться быстрее, чем само новое общество, которому они призваны служить.

* * *

Гропиуса я ценил столь же мало, как и его теории и его архитектуру, и эта нелюбовь была взаимной. Он понимал архитектуру как социальное упражнение, и в этом был похож на большинство современных архитекторов. (Филипп Джонсон)