Блуждающее сознание и бессознательное

Леонид Черненко
В какой-то мере наше сознание есть часть нашей души, нашей психики, часть, в которой мы находим объективные переживания. Поэтому для сознания мы не ищем объяснений, оно само себя объясняет наличием в человеке. Сознанием человек наделён в отличие от остального животного мира. Нарушения в сознании, связанные с теми или иными патологиями психики, ведут к блужданиям сознания, которые могут быть приняты за бессознательное. Бессознательное однако шире, чем простое блуждание сознания, и проблемой является разделить, выделить из бессознательного блуждания сознания, так как только в них возможно обнаружить причинную часть поведения человека, которая может быть подвергнута психотерапии, если речь идёт о лечении патологических отклонений психики в сознании. Бессознательное в той части, которая выходит за блуждания сознания, недоступно прямому пониманию, ускользает в своей мистической форме. Ту часть бессознательного приходится предполагать в той или иной форме и, когда речь идёт о лечении, угадывание формы, успех предположения, определяет успех и лечения. Но так как форм бесчисленное множество, то надежды на успех минорные. Последнее составляет всю сложность психотерапии патологий психики. Итак, мы разделяем блуждания сознания в бессознательном, чтобы в выделенной части последнего найти формы, которые часто принимаются за необратимую патологию психики, неизлечимую. Правильное отношение к блужданиям сознания должно быть принято как повод для профилактики, для выработки (воспитания) навыков, которые культурному человеку необходимы как, например, санация в стоматологии. Неправильно отождествлять блуждания сознания с патологией психики, т.е. иметь случай подобный зубопротезированию. Так, к примеру, назначение пациенту постоянного употребления психотропных лекарств при блуждании сознания приведёт к потере контроля психикой за блуждающим сознанием, подобно хирургическому вмешательству в стоматологии. Аналогия с профилактикой зубов почти полная и даёт понять обратное положение, которое связано с нашим отношением к недомоганию по случаю зубной боли. Дисгармония в регуляторных функциях, которые связаны с зубами, частично происходит с блужданием сознания, теми блужданиями, которые мы воспринимаем как зубную боль. Ясно, что при таких блужданиях немедленное удаление «больного» зуба излишняя операция, которую можно обойти профилактикой «боли», поскольку причиной является дисгармония функции, блуждание сознания.

Отмеченные признаки блуждающего сознания и бессознательного позволяют понять почему культурному человеку необходима психиатрическая профилактика блуждающего сознания, которой мы ещё придаём недостаточного внимания. По этой причине мы часто высказываемся, что наше общество чрезмерно перегружено психически нездоровыми людьми. Это верно только в той части, что многие не ведут профилактику блужданий сознания. На этом фоне часто происходят трагические решения подмены временного недуга хроническим. Мы становимся пациентами психиатра пожизненно, тогда как нужна «психосанация», под которой автор понимает устранение причин блуждания сознания.