Адам Сакс - Естественные законы коллапса

Виктор Постников
Culture Change,   
20 января 2011 г.


То, что птицы могут летать, а свиньи нет, является  следствием законов природы, которыми занимаются  физика и биология.  Все, что происходит на планете Земля, подчиняется тем же законам. Эти законы незыблемы. Всегда. [1]

Для многих это трюизм,  самоочевидность которого хорошо просматривается в аборигенных культурах, где люди целиком зависят от природных сил и от того, что находится под рукой. Но этот трюизм теряется из виду в технологических и бюрократических структурах, из-за  воображаемой человеческой исключительности, из-за сложного характера цивилизаций, и прежде всего в современной промышленной цивилизации.

Другими словами,  на протяжении последних десяти тысяч лет нашей истории, проходящей в благоприятных климатических условиях, мы использовали законы природы для наших краткосрочных и долгосрочных целей, и вообразили, что более от них не зависим.  Примеры нынешнего состояния уже стали энциклопедическими: использование ископаемого топлива, Зеленая революция*, атомная энергетика, загрязнение больших территорий, начало шестого вымирания видов и т.п. Но мы продолжаем действовать так, как если бы эти беды не грозили нашему собственному существованию.

Тем не менее, непредвиденные последствия наших действий со все большей настойчивостью входят в нашу жизнь.  Чтобы найти их причины и следствия, независимо от того, понимаем  мы их до конца или нет, необходимо  открыто обсуждать ожидающее нас будущее, которое может  сильно отличаться от прошлого.

Культуры развиваются, предоставляя нам эффективные способы выживания в природных условиях, но культуры также - и мощные регуляторы человеческого поведения и мысли; они могут доминировать несмотря на произошедшие изменения; при этом их центральные положения могут задерживать развитие или даже приводить к летальному исходу  (например, мы можем отравить и опустошить планету, получив максимум удовольствий).

Культура, вне зависимости от того, любим мы ее или нет, заставляет нас ходить по кругу, когда мы ищем ответы на самые животрепещущие проблемы -  она занимает наш мозг и делает нас безобидными.  Самая запретная для нее тема -  коллапс цивилизаций, включая и нашу собственную. Выходящая за пределы допустимого круга, эта тема рано или поздно станет ребром: цивилизационного коллапса нам не избежать, чтобы мы ни делали.  Остановить коллапс - почти то же самое, что остановить ураган Катрина. Единственно, что остается  - хорошо к нему подготовиться.

Остановлюсь на этом подробнее.  Существуют законы природы, которые управляют обществом точно так же, как физические/биологические законы управляют жизнью любых существ. Это кажется очевидным.  Эти законы, применимые в частности к цивилизациям,  на первый взгляд не такие очевидные, как законы, управляющие падением яблока, но они такие же неумолимые.

Для того, чтобы жизнь не выходила за рамки этих законов, о чем собственно забывают цивилизованные человеческие существа (не только европейско-американской цивилизации, но и всех других известных истории цивилизаций), мы должны их заново выучить (центральная тема  "Измаила") [2].  А под  "цивилизацией,"  я имею в виду человеческие общества, превышающие размер племени, с промышленностью или без нее,  живущие централизованно на достаточно большом расстоянии от источников пищи и предметов первой необходимости, с явно выраженной классовой структурой,  с олигархией и всем остальным.

Что это за законы?  Очень простые, в самом деле.  Во-первых, то, что любой биологический организм, включая человека, растет экспоненциально до тех пор, пока не достигнет пределов роста, или пределов несущей способности.  Стеной, в которую он упрется, может быть отсутствие пищи, или конкурирующий вид, или новые (конкурирующие) члены своего же вида.  Иногда возможно равновесие на неопределенное время, пока внешние события его не нарушат (напр, появление нового биологического вида, климатические изменения и т.д.).
Критически важным здесь является экспоненциальный рост. Любой вид будет размножаться  до тех пор, пока это возможно.

В отношении людей есть некоторая тонкость. Человеческая культура восприимчива к понятию пределов и утверждает нормы, препятствующие самоуничтожающему росту (В качестве примера можно привести политику Китая, ограничивающего семью до одного ребенка, успех которой, однако, под вопросом);  островные культуры могут также ограничивать рождаемость из-за самоочевидных пределов.  Но, например известный случай с островом Пасхи, указывает на то, что реальность экосистемных ограничений может оказаться незамеченной, и люди скорее умрут, чем изменят свою культуру (что и произошло).

По мере того, как цивилизации растут, их способность к переменам ослабляется, и мы видим, как все исторические цивилизации проходят цикл рождения, созревания, а затем смерти, как это образно выразил Шелли в Озимандии [3],

. . . Кругом нет ничего. Истлевший мавзолей 
Пустыней окружен. Гуляет ветр свободный,   
И стелются пески,  безбрежны и бесплодны.

В одной из моих любимых десяти книг 20-го века, Джозеф Тейнтер (Коллапс сложных обществ) [4]  объясняет с помощью потоков энергии (он называет  этот феномен  "предельным возвратом"), почему цивилизации должны испытывать коллапс.  Социальная сложность обходиться очень дорого,  и чем больше растет цивилизация, тем меньше возврат на единицу вложенной энергии (это также называют "уменьшением возврата").  Рано или поздно цивилизация  истратит свой бюджет,  не сможет содержать свои армии или свою бюрократию, станет неспособной подавлять растущее недовольство масс, которые, по крайней мере номинально,  должны быть умиротворены (вспомните: «зрелищ и хлеба»),  истратит свои ресурсы, столкнется с экологическими бедствиями (самые тяжелые из которых  уничтожение деревьев и почвы), с нехваткой еды, и в конце концов будет вытеснена более простыми и устойчивыми группами (если таковые вообще найдутся) или просто  распадется.

Я полагаю, что изложенный выше цикл жизни цивилизации –  закон природы. Поэтому коллапс предсказуем.  Он не уникален для нашей конкретной глобальной, всеми ругаемой, цивилизации – он справедлив для любой цивилизации, дорастающей до определенного размера, требующего иерархии и классов. Культуры могут варьироваться в зависимости от стиля, частично определяются географией, на что указывает Джаред Даймонд [5], но финал у всех одинаков: коллапс.

И это нам надо знать.  Определяющим фактором здесь является размер [цивилизации] (по отношению к ресурсам).  Все остальное –  истории, которые мы рассказываем друг другу. 

Поэтому:
Мы можем писать негодующие письма политикам, устраивать беспорядки на улицах,  писать горы умных книг,  выступать остроумно по радио и телевидению,  делать страстное документальное кино,  развалить Монсанто, ставить солнечные панели и пить органическое молоко.  Ничто из перечисленного не изменит конечный результат (трагический, т.к. нас стало слишком много) – потому как цивилизация уже на пути, заданном законами природы, которым безразлично, что думают по этому поводу люди.

Все это кажется довольно мрачным прогнозом. Что можно сделать?  Ну, во первых, осознать реальность – и начать действовать (но не наоборот).  Мне представляется,  что действовать – значит подготовиться к жизни, соизмеримой с возможностями планеты.  Может быть и слишком поздно для этого, т.к. климат вскоре приведет к безжизненной планете, но по крайней мере надо попробовать сделать то, что можно (например убрать избыток углерода из атмосферы, чтобы хоть кто-то смог выжить). [6]

Готовить себя к худшему еще не означает  спастись от будущих несчастий, но это пока лучшее, что можно сделать;   это обновит наши отношения друг с другом и укрепит сообщества, так что, как выразилась Элизабет Кюблер-Росс, "мы сможем  нормально пожить и попрощаться друг с другом". [7]



_________________
 Адам Сакс автор статей в  Grist.org, его блог, Climate Chronicles. Имеет две научные степени,  занимался холистической медициной, хай-теком, проблемами демократии и климата (вместе с литературной деятельностью). В настоящее время ремонтирует велосипеды, ухаживает за козами и берет уроки стэпа.

* Здесь имеется в виду применение пестицидов, модифицированных сортов пшеницы и др. - Прим. ВП

Примечания

1  Я не намерен входить здесь в религиозные или психологические споры, вторжение чудесного, и т.д.  Достаточно сказать, что, несмотря на все причитания человечества, мы живем по жестким законам, налагаемых вселенной.
2 Дэниел Куинн, Измаил, Bantam Books, 1992. [Есть русский перевод в изд-ве София – ВП]   Занимательная и важная критика цивилизации проходит через призму романа, в котором мудрая горилла просвещает человека.  Книга указывает на то, как сложно понять свою собственную культуру без того, чтобы не отойти от нее на приличное расстояние (стать, например, гориллой).
3 "Озимандия"  Перси Биши Шелли,  знаменитое стихотворение, в котором указывается на недолговечность цивилизации. (Озимандия - другое имя египетского фараона Рамзеса великого - ВП):

Навстречу путник мне из древней шел земли
И молвил: средь песков – минувших дней руина -
Стоят две каменных ноги от исполина,
Лежит разбитый лик во прахе, невдали.
Сурово сжатый рот, усмешка гордой власти
Твердят, как глубоко ваятель понял страсти,
Что пережить могли солгавший им язык;
Служившую им длань и сердце – их родник:
А вкруг подножия слова видны в граните:
«Я Озимандия, великий царь царей.
Взгляните на мои деянья и дрожите!»
Кругом нет ничего. Истлевший мавзолей
Пустыней окружен. Гуляет ветр свободный
И стелются пески, безбрежны и бесплодны.
                (Перевод Н. Минского)
4 Joseph Tainter, The Collapse of Complex Societies, Cambridge University Press, 1988.
5 Jared Diamond, Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies, W.W. Norton & Company, 1997
6 Читатель может узнать,  почему именно устранение углерода является самой важной проблемой,  из моей статьи, "Got Cows", янв 30, 2010.
7 Elizabeth K;bler-Ross and Mal Warshaw, To Live Until We Say Goodbye, Simon and Schuster/Touchstone, 1978. Stories of dying patients who live their lives in full until the very end.

Источник:
http://www.culturechange.org/cms/content/view/700/1/