Генералы песчаных карьеров

Александр Самоваров
Помню осень, промозглая погода, изморось, уже  холодно,  все мы в куртках. Мне лет 13, я  в кругу взрослых ребят пришел в центр поселка, мы стоим под желтыми, тусклыми фонарями, вокруг нас такие же группы, мы переглядываемся настороженно. И вдруг, появляются двое солдат, к которым относились не очень дружественно, два широкоплечих русоволосых сержанта видно возвращались из самоволки  от девушек из общежития. Сержанты без шинелей, они идут как сквозь строй, они ко всему готовы, в их  глазах такая решимость и сила, что все «крутые» отворачиваются, словно не видят их.

Волнение сержантов выдавало только то, что они шли, тесно касаясь друг друга плечами. Вот так они и ушли, и никто не посмел ничего им сказать. Я бы хотел так пройти по жизни.

* * *

Весна, мне шестнадцать лет,  я с нашей  местной шпаной еду на фильм «Генералы песчаных карьеров», вообще-то я провожу все время уже за книгами, но тут март, теплый ветер, тает снег, и прошел слух, что идет потрясающий фильм.  Мы гордо  и медленно поднимаемся наверх, на самые последние ряды в кинотеатре. И какая-то  девочка,  моя ровесница, когда я дохожу до нее, говорит именно мне: «Ты ко мне?» И голос ее вибрирует от волнения, и сама она вытягивается в струну. И она показывает на место рядом с собой. Видно она меня приглядела, пока я поднимался, и что-то для себя решила. Я гордо говорю: «Нет, я не к тебе». И поднимаюсь дальше довольный собой.

Котенчик, а может быть, я был «к тебе»? Чем я больше живу, тем меньше понимаю, кто тут к кому? А ты была миленькая, и у тебя было отважное сердечко.

Фильм этот потряс тогда молодежь всей страны, недавно я пытался его посмотреть еще раз, тяжелый и довольно нудный фильм. Но это было близко советской молодежи, пусть мы не голодали и не жили в пещерах, но в фильме был благородный герой, «блатной  принц», и была любовь к белокурой девушке, и была драма, как в любимых наших блатных песнях. И не случайно  песня из этого фильма стала гимном  ребят из фильма «Бригада», который был снят о жутких 90-х годах. И еще у героев  фильма «Генералы песчаных карьеров», по сюжету детей   угнетаемых бедняков,  была свобода жить в этих самых «карьерах». Они были вполне самостоятельные. Это трудно сейчас объяснить, но в сверх контролируемом обществе, в каком мы все жили, даже свобода этих несчастных, была  притягательна.

* * *
 Или, вдруг, в киосках стала продаваться пластинка с песней стилизованной под блатную. Невероятная вещь для СССР. На пластинке парень рассказывал, как он любил девушку и ходил ей петь песни, а она слушала его на балконе. И вот однажды он пришел, а ему сказали, что девушка умерла. И он поет песню со словами: «Я плачу, я рыдаю дорогая». На самом деле этот сюжет уже тысячекратно обкатывался в блатных песнях до этого исполнителя. Но эта пластинка продавалась открыто  в советской торговле и имела бешеный успех. Я не знаю, продавалась она только в Подмосковье, или по всему СССР. Если по всему СССР, тоя  уверен, что она била все рекорды продаж.


* * *


Но не следует думать, что жизнь людей тогда была каким-то адом. Когда я писал все это, я пытался вспомнить о  своих проблемах в нашем поселке, и практически ничего не вспомнил. За все время у меня был один  серьезный конфликт, и то я там изначально был не прав. И пользуясь этим, меня пытался начать прессовать один парень, который был на два года старше меня, настоящий бандит (потом он сидел). Я, конечно, впал в печаль. На моей улице не было старших ребят, они выросли уже и жили взрослой жизнью. Я был по сути один и готовился к  тяжким перспективам. И тут приходит ко мне одноклассник Вова Медведев и, желая поддержать меня, говорит, что этот мой враг Ф. не выходит из дома, боится. Я сначала не придал его словам значения, но вот я сталкиваюсь со своим врагом, а он не проявляет агрессии, более  того, пытается растянуть губы в улыбке. Он был гадом, но отнюдь не трусом. Как же ему доходчиво объяснили, чтобы он ко мне не лез!  Выяснилось, что ко мне относились хорошо очень многие. И Вовку они прислали, чтобы сказать – живи спокойно, ты защищен.

* * *
Я разошелся со «средой» годам к шестнадцати окончательно. Мне был не интересен их мир и их увлечения, они не читали книг и журналов, и не интересовались историей и политикой. И при всем при этом они не лезли ко мне, оставляя мне право жить так, как я хочу. Сейчас не боюсь написать, что они меня уважали. Я был другой, но я был и свой для них.

Уже после школы я работал в Шереметьево, и вот мы возвращаемся вместе с Колей Емельяновым, моим одноклассником, вместе сходим с автобуса. А там, на травке, сидят ребята из моего поселка, я их не очень хорошо знал, кроме двоих-троих, а всего их было семь человек, они сидят и пьют водку. Коля  бледнеет и  говорит мне, что у него  были  проблемы с Ш.   Этот Ш. уже отслужил в армии, широкогрудый такой свирепый парень. И Коля в надежде шепчет: «Они же твои друзья». «Какие они мне друзья» - выдавливаю я из себя, понимаю, что попал в очень нехорошую ситуацию, но принимаю сторону Кольки, разумеется. И мы молча идем, они молча сидят. Ш. иронично исподлобья смотрит на Кольку. Тот идет, опустив голову, и спотыкается, что понятно. Мы проходим, они остаются у нас за спиной.  И тут я слышу, как кто-то из сидевших говорит про меня: «Мы его хотели водкой угостить, а он даже не поздоровался». И тут Ш. говорит спокойно: «Все нормально».

Мне даже сейчас стыдно, что я сказал про них: «Какие они мне друзья». Я-то  для них был свой. И тот же Ш. все понял, и чтобы меня не ввязывать во все это, дал Кольке спокойно уйти.

* * *
Я жил в этом поселке с этими людьми, с этими ребятами, и никто из них не причинил мне зла, более того, как сейчас я понимаю, я был  защищен, как никогда потом в жизни. Может быть, поэтому я веду свою маленькую войну, имея в виду их интересы? Интересы простых  русских людей.

* * *

А Советская власть точно была с бандитами социально близкой. Первые красные вожди в большинстве своем очень неплохо знали «зону», прекрасно понимали психологию урок. Сталин во время отсидок мгновенно находил общий язык с блатными. И правили они Россией по понятиям, но ни как не по законам. И вот «социально близкие» в 1991 году слились в экстазе. Сейчас вроде это проходит, у россиянской элиты  другие кумиры. Но поживем -увидим, блатной след в нашей истории еще отнюдь не преодолен.