О старости и уважении

Алёнка Исаченко
Есть куча вещей, о которых обычно все умалчивают. Потому что они по определению правильные. Но никто не проверяет правильность этих вещей для конкретного периода времени. У нас есть определённые установки, внушаемые нам с детства: "учись хорошо", "уважай старших", "будь скромнее". Мы зазубриваем это на зубок, а потом сама жизнь переучивает нас, причём часто в довольно жестокой форме. Я не буду тут говорить про "учись хорошо"  и "будь скромнее" - сами без меня знаете, что это ни фига не правило жизни. 
Я об "уважай старших" хочу поговорить. 

Слепое поклонение старости - никогда не думали об этом? О том, что у нас принято уважать стариков - всех без исключения, иногда просто потому что они старики. Можете считать меня демоном, но мне кажется, что это далеко не всегда обосновано. 
Вот есть ветераны - те, кто смог выиграть Вторую Мировую Войну, те, кто добыл нам своей кровью свободу. Есть те, кто всю жизнь трудился не покладая рук. Есть те, кто просто очень много сделал для своей семьи. А есть ещё и те, кто и в глубокой старости ведут активный образ жизни, ходят на концерты и учатся танцевать танго (общалася как-то с таким человеком - 75 лет деду, а показывал мне основные движения в танго и вальсе - было потрясающе). Вот таких людей действительно стоит уважать. За их действия. За то, что они жили, а самое главное - за то что они живы, и не просто как биологические единицы, а как личности. Но ведь есть и такие люди, которые, доработав до пенсии,  отказываются по сути от жизни. Они находят себе кучу оправданий, ведут образ жизни тепличных растений (и я не говорю тут о прикованных к постели стариках). Вот таких - разве мы обязаны их уважать?

Я не знаю свою бабушку по маме - к сожалению я была слишком маленькой, когда её не стало. Но мама говорит, что бабушка была всегда очень активной женщиной с таинственной судьбой. Она никогда не сидела сложа руки, пела песни и была очень весёлым человеком. Точно также и моя бабушка по папе - ей уже больше 90 а одна до сих пор живёт в деревне и ведёт хозяйство. Вот таких людей я не просто уважаю - я хочу их уважать. Но часто в нашей жизни мы не можем выбирать объект уважения. Мы обязаны уважать старших, пусть они нам трижды не нравятся.

Все знают, что в Японии (на родине моего любимого аниме) существует практически культ старости - чем ты старше, тем почётнее твоё положение. У японцев никто никогда не будет перечить учителю, а если и будет, то такое поведение посчитают непростительным, ужасным. Потому что учитель старше ученика. Но тут хочется заметить, что в Японии старость - это именно опыт, а потом уже количество прожитых лет. Я недавно выкладывала в заметке именные суффиксы в японском и там есть такой суффикс "сэмпай". Сэмпай - это просто старший товарищ, иногда - просто ученик на класс старше тебя. Он может быть и просто более сведущим в чём-то человеком, например в боевых искусствах.  Сэмпай это наиболее яркий пример того,  за что я всеми руками и ногами: Уважение - это прерогатива не возраста, а положения и опыта, который человек может передать другим.
;Именно поэтому не заслуживают уважения бранящиеся в автобусах бабки; старушенции, обвиняющее вас во всех смертных грехах, если вы случайно задели их сумкой и прочие подобные им личности. 

Но если дать слово моей светлой стороне, то она скажет, что даже такие бабки иногда заслуживают уважения. Но не всех, а только тех, кто любит их - со всеми их капризами и ворчанием. И тут выдвигаем ещё один тезис: Уважение к некоторым людям невозможно без искренней любви к ним. Потому что если не любовь заставляет нас уважать таких, то что же ещё? Или есть ещё какое-то чувство, о котором я не знаю? Вы можете сказать мне, что ещё существует и благодарность, но ведь она тоже производная от любви или от уважения, а уважение - см.выше.

По-хорошему любовь и увжаение - настолько близкие понятия, что их иногда фиг разделишь.
;Уважение тоже желательно взаимное, но его, в отличии от любви, с первого взгляда не заполучишь, но, часто его намного важнее заслужить, чем любовь. Думается мне, сладостнее услышать для неуверенного в себе человека "Я тебя уважаю за то, что ты...." чем "Я тебя люблю". Значит для того, чтобы иметь хорошие отношения с некоторыми людьми, их надо либо любить, либо, что намного сложнее по-моему, уважать. Думать о них, переживать, трудить душу. Иной раз думаешь: "А надо ли?"

А вам оно надо?