Глава 16. Похороны

Татьяна Афанасьева1
Уже через секунду из дома выскочила Зоя. На бегу крикнула остолбеневшей Вале:
-Вызывай "скорую"!
Та вначале кинулась с ней к Семёну, потом в дом к телефону.
Зоя сразу поняла, что Семён мёртв. В глазах потемнело и мир, превратившись в мозаичную картинку, стал вдруг распадаться, рушиться, как карточный домик. Сыночку уже нельзя было помочь. Упав на колени возле него, Зоя услышала плач Ванюши. Откуда-то найдя силы встать, она подошла к ним. Настю ударило задним колесом грузовика. Она лежала на асфальте, не в силах двинуться, что-то беззвучно шептала побледневшими губами и тянула руки к сыну. Зоя взяла на руки Ванюшу, поднесла его к Насте. Малыш был испуган, но совершенно цел.
-Настенька, с Ваней всё впорядке! Вот, смотри.
Зоя поцеловала ещё плачущего Ванюшу, присела над Настей, положив ей руку на лоб.
Из дома выбежала Валя, подбежала к Семёну. Её крик испугал всех. Настя рванулась в их сторону и тут же потеряла сознание. Только что успокоившийся Ванечка, опять заплакал. Заплакала в коляске Леночка. Зоя с Ваней на руках подошла к Вале, с трудом оторвала её от мужа, подвела к плачущей дочке.
-Успокой ребёнка, Валечка. Возьми её на руки. У меня ведь Ваня, я двоих не удержу.
-Брось его, мама! Брось. Это всё из-за них. - Валя говорила шёпотом, поднеся указательный палец к губам и испугано оглядываясь по сторонам.- Это всё из-за них! Я не хотела, чтобы Семён... не хотела. Я люблю Семёна. Я без него жить не хочу.


-Возьми Леночку на руки, доченька.Успокойся, никто не хотел. В том что случилось, никто не виноват. Сейчас "скорая" приедет. Валечка, милая, ты меня слышишь? Никто не виноват в том, что случилось.- Зоя потормошила её за рукав.
-Нет, мама, это они виноваты! Это она виновата,- Валя отняла палец от губ и показала на Настю, лежавшую на асфальте.- Она! Ведьма проклятая. Ведьма! Это она должна была умереть. А я, мама, так не хотела! Я не хочу, чтобы Семён умер. Не хочу. Не хочу!
 
Валя вернулась к мужу, сняла с себя кофточку и стала обтирать его лицо и руки. Зоя передала Ваню подошедшему Ивану Сергеевичу, достала из коляски плачущую Лену.
-Пойдём в дом, родной мой. Посиди с детьми. Семёну уже не поможешь. Держись, дорогой. У нас вот, двое внуков. У нас ещё Варенька. Для них жить надо. Держись, родной.
Оставив мужа дома с детьми, Зоя вернулась на это страшное место. Сбежались соседи. Через пять минут приехала  "скорая".Увезли Настю, которая так больше и не пришла в себя и Семёна. Валю с трудом удалось оставить дома. Хорошо, что к этому времени пришла Александра Ивановна, вдвоём они смогли увести её в дом. Валя не переставала повторять:
-Я не хотела этого! Я люблю Семёна! Люблю. Это она виновата. Она! Почему всё так получилось? Почему?


Настю положили в реанимацию. Врачи сказали, что состояние тяжёлое, но стабильное. Эти слова всегда пугают близких, хотя должны успокаивать. Через сутки она пришла в себя, ещё через сутки её перевели в обычную палату и пустили к ней Надю.
-Наденька, я помню, что с Ваней всё в порядке. Тётя Зоя его мне показывала. Я помню какой-то крик страшный, повернулась посмотреть кто кричит... жуткая боль... и больше ничего не помню. Скажи, это с Семёном что-то?
-Настенька, милая, я благодарю Бога, что ты жива! Что с Ваней всё хорошо. Он у тёти Зои. Я хотела его забрать, но она не отдаёт. Сказала: "Пока Настя в больнице, он будет у меня". Да он и не хочет от "бабуськи Зоеськи" уходить! -Настя улыбнулась сквозь набежавшие слёзы.
-Я рада. Я тоже Бога благодарю, но скажи, что... с Семёном? Он - ранен? Покалечен?
Надя молчала, только крепче сжала руку подруги.
-Он мёртв?!
-Настенька, милая, врачи сказали, что тебе нельзя волноваться. Пойми, у тебя сыночек! Ждёт тебя, просил "поцеловать мою мамусеньку". Я целую.
Надя поцеловала Настю в обе щёки. Та закрыла глаза, но и из закрытых глаз одна за другой катились слёзы. Она слышала голос Нади, не разбирая слов, чувствовала, как она держит её руку в своих ладонях, успокаивающе поглаживая и целуя её холодные пальцы,  как делала она сама, успокаивая Ванечку. Плотно сжав губы, чтобы не закричать и не зарыдать в голос, Настя замерла, окаменела...
Она не слышала, как попрощалась и ушла Надя, не чувствовала, как перестали скользить по щекам слёзы, будто все иссякли, кончились… не поняла, когда явь перешла в сон.
Проснулась Настя, когда в палату вошла бабушка Анна. Она вошла с чужим высоким стариком и, уверенно подойдя к её кровати, сказала:
- Ну, здравствуй,  Настенька! Ох и напугала ты меня! Держись, моя хорошая, ещё не все долги уплачены. Но для тебя всё плохое уже позади.
Обернулась к старику, стоящему у неё за спиной:
- Вот и сбывается все, о чём ты предупреждал.  Чему быть, того не миновать.
Наклонившись  над Настей, она улыбнулась и положила ладонь на её глаза. Почувствовав тепло бабушкиной руки, Настя опять заплакала. Ей захотелось рассказать обо всём, что случилось, пожаловаться, чтобы бабушка успокоила и всё исправила. Рука соскользнула к её губам, будто не давая сказать.
- Я знаю, Настенька. Всё пройдёт…
Настя открыла глаза, рядом с её кроватью никого не было. В окно светило жаркое майское солнце.


У гроба Семёна сидела Валя. Она сидела у самого изголовья, положив обе руки ему на грудь. Часто она наклонялась и целовала мужа лёгким прикосновением губ к щеке. Постоянно старалась что-то поправить, стряхнуть с его костюма пылинки. Ближе всех к ней сидели Зоя и Александра. В большой комнате было много людей, и поэтому стоял лёгкий шум, заглушающий тихий шёпот Вали. Но Зоя и Александра слышали почти каждое её слово.
-Любимый, это не правда. Нет. Ты не мог умереть. Это она должна была сдохнуть и её выродок. Она, а не ты. Любимый... слышишь, я спасу тебя. Я всё сделаю, чтобы ты был со мной, а не с ней. Я так люблю тебя... не уходи. Останься. Я не хочу, чтобы ты ушёл от меня. Не хочу... Ты мой. Мой. Я совсем не так хотела. Я хотела, чтобы её не стало. Чтобы она никогда не смогла отнять тебя. Понимаешь?
У Зои с Александрой мурашки побежали по спинам от этих слов. Зоя шепнула:
-Её надо увести, дать ей успокоительное и уложить спать.  Как Семёна из морга привезли, она уже вторые сутки не спит.
Женщины попытались увести Валю, но она так крепко держала окаменевшие руки Семёна, что приподняла его из гроба.


- Валечка, доченька, послушай меня.- Александра стала гладить дочку по голове.- Тебе надо чуть-чуть отдохнуть. Покорми Леночку, а то молоко перегорит. Деточка моя, ну что поделаешь... такая судьба...
-Нет, мама, это не судьба.- Валя поднесла палец к губам и с испугом оглянулась по сторонам.- Я так не хотела. Ты мне веришь? Я хотела, чтобы мы были счастливы и жили долго-долго.
-Верю, Валечка. Пойдём, отдохнёшь.
- Нет, мамочка, я буду тут с Семёном. Я никуда не пойду. А то она придёт и всё расскажет. Он и так мне не верит. Думает, что я виновата. Я докажу ему, что люблю, что на всё пойду.
-Валя, ты хоть не говори так. Не пугай нас. Ещё люди услышат, неизвестно что подумают. Смирись, дочка. Терпи.
Валя загадочно улыбнулась, но говорить перестала. Она что-то шептала про себя, губы шевелились, произнося беззвучные слова. Её глаза лихорадочно блестели.


Александра с Зоей беспокоились, что Валя на кладбище начнёт кричать, не даст опустить гроб или кинется за Семёном в могилу. По её болезненному состоянию можно было ожидать что угодно. Но на кладбище Валя вела себя пристойно. Тихо стояла у гроба и загадочно улыбалась. Когда гроб опустили и все стали бросать в могилу по горсти земли, она не бросила, а молча отошла и внимательно, всё с той же улыбкой, смотрела, как закапывают могилу.
Поминки проходили в доме родителей Семёна, где он родился и рос.
Придя с поминок   домой, Валя сразу замкнулась в своей комнате. Александра постучала к ней:
- Доченька, возьми к себе Леночку. Она так соскучилась по тебе!
Валя не ответила. Решив, что она легла отдыхать после всего пережитого, Александра успокоилась. Покормила Леночку с бутылочки и, уложив её, сама крепко уснула.


Проснулась она под утро. Ещё не светало. Сердце защемило от предчувствия чего-то плохого. Леночка спала. Александра встала и подошла к двери дочкиной спальни. Не успев ещё постучать, заметила, что дверь полуприкрыта. "Слава Богу, открылась. Всё в порядке,"- только и подумала Александра, приоткрыв тихонько дверь и заглянув в спальню. Кровать даже не была разобрана! Вали в комнате не было.
Александра бегом осмотрела весь дом, двор, сараи. Дочери нигде не было. Где она может быть? Что с ней? Не придумав ничего другого, она побежала к Зое. Начинало светать.
Зоя в первую же минуту решила, что надо идти на кладбище.
-Зачем на кладбище? Ты что, с ума сошла, кто ночью пойдёт на кладбище? Что там делать?
-Нет, Александра, это не я с ума сошла. Надеюсь, что просто поплакать решила на могилке. О чём-то другом и думать не хочу. Пойдём, только на вот, халат накинь. Ты вон, прямо в ночнушке прибежала.


Одевшись кое-как, женщины выбежали из дома. Всю дорогу до кладбища они шли быстрым шагом, иногда переходя на бег. Когда подошли к могиле Семёна, совсем рассвело. Валя стояла по пояс в земле, она уже успела раскопать половину могилы. Вся грязная, не слушающимися руками, она выкидывала землю лопатой  наверх. Рядом с могилой лежала большая чёрная книга, на обложке которой золотыми буквами было написано "МАГИЯ", связка свечей и небольшой мешочек, наполненный чем-то.
- Доченька, милая, что ты делаешь? Пойдём домой!- запричитала Александра.
Они встали с Зоей на колени у самого края могилы и пытались вытянуть Валю.
- Отстаньте. Не мешайте. Я без Семёна отсюда не уйду. Я его верну. Он мой! Только мой. Я никому его не отдам.
Поняв, что им двоим не справиться, Зоя побежала в деревню за подмогой. Александра сидела на краю могилы, плакала и смотрела, как Валя старательно выбрасывает землю, которая тут же осыпается назад. Она уговаривала дочку, рассказывала ей о Леночке, о том, как испугалась сама, не найдя её дома. Валя молчала, будто не слышала слов матери. На её губах застыла загадочная улыбка, которая больше всего пугала Александру.


В какой-то момент она смогла ухватиться за черенок лопаты, стараясь вырвать её из рук дочери.
- Доченька, милая, отдай мне лопату! Пойдём домой. Зоя придёт сюда с мужиками, а мы уже дома будем. Они сами могилку закопают, приведут в порядок. Мы с тобой потом придём сюда, поплачем. Пойдём, доченька! Ещё не поздно всё...

Александра не договорила. Валя в этот момент вырвала у неё из рук лопату. Резко размахнувшись, она ударила мать по голове остриём лопаты. Удар был нанесён с такой силой, что лопата рассекла голову и застряла. Брызнувшая кровь окропила всю Валю и, смешавшись с грязью, сделала её вид ужасающим.