В. Ганчар. Читательские впечатления

Открытый Текст
        Решил и я высказаться, взяв на прицел ещё одного зайца. Не думайте, уважаемые гости ОТ, что если вы не можете, или не решаетесь, что вероятней, написать «многомудрую» рецензию, то ваше читательское впечатление тут никому не интересно. Как раз наоборот! Интересно – даже тем, кто собрался вас потрепать :) Однако, приступим.

        Помимо рассказа Л. Душкиной, по которому я уже достаточно подробно высказался в рецензиях других авторов, внимание привлекли произведения Иваны Дре Дра и Л. Алаферовой. Оба рассказа имеют что-то общее, помимо прекрасного образного языка, это – некоторая выставочность. Попробую пояснить.

*******************

        Иванна Дре Дра «Хэнеанна тройное» http://proza.ru/2010/09/30/121

        Читаешь рассказ Ирины – будто бы  в поезде едешь и смотришь на случайные картины за окном. Но поезд не простой, пункты А и В здесь никого не интересуют, потому что поезд идёт и через время и даже через подсознание.

        Ещё иллюстрация: исторический музей. Жанровые сценки с застывшими восковыми героями. Идёшь по залу от одной инсталляции к другой, даже не пытаясь анализировать, просто смотришь и всё.

        Появляется новая картинка, новые герои – ничего не знаешь о предыстории, не догадываешься о будущем, – но их лица, жесты – столь красноречивы. И, не понимая до конца, по какому случаю страсти, невольно обезьянничаешь: улыбаешься или хмуришься.
Видишь, что страсти несколько нарочиты, а краски чересчур ярки, ну и что? Заставляет же задуматься о чём-то своём, прочувствовать что-то пережитое, хотя и не понимаешь толком, что именно.

        Через всё повествование проходит извечная женская тема: любовь и одиночество. На мой взгляд – это снижает уровень. Отсекает ветки аллюзий, которые могли бы развиваться в голове читателя, не обременённого этими заботами. Крона получается пышная, но подстрижена как-то несимметрично. Читатель ведь ходит своими ассоциативными тропинками, «география» которых лишь отчасти совпадает с авторской. Потому поезд автора прибывает в пункт В, а читательский – в другой, а то и вообще в никуда.

        Ну да не беда. Рассказ всё равно интересен с разных точек зрения, а это – успех.

*******************

        Любовь Алаферова «Не святая» http://proza.ru/2010/02/15/1149

        Рассказ растрогал, чуть ли не до слёз. Можно согласиться с собственной сентиментальностью, или усмотреть аналогичное качество у самого рассказа, и даже объявить сентиментальной идею, что положена в основу произведения, и вынесена в качестве эпиграфа: «Мне отмщение, и Аз воздам...».

        Что тут скажешь, торжество справедливости – одно из самых «сладких» ощущений человека. Да и, пожалуй, одно из немногих качеств, что отличает нас от животных. Но это я отвлёкся.
        Написано, разумеется, художественно, и точно в деталях. Последних ровно столько, чтобы не рассеять внимание читателя, но убедительно передать картину. Композиция выстроена так, что и не понимаешь даже к середине рассказа, куда повернёт автор. У Алаферовой, насколько я понимаю, всегда так, оттого даже сентиментальный финал воспринимается как разрешение.

        Ну и о сомнительных моментах.
        Несколько плакатно показано возрождение русской деревни, и даже вроде бы угадывается авторский совет-поучение: сей процесс следует начинать с возвращения в деревню духовности, вековечной веры. Впрочем, не уверен. А вот, что слышится достаточно отчётливо – не столько религия главное, сколько воссоздание справедливого уклада жизни. Это – ключ.
        Совсем странно выглядит вот этот абзац:

        «Найти воров и наказать, чтоб другим неповадно было, сделалось некому – советская власть, казавшаяся вечной и нерушимой, рассыпалась, развеялась словно неумело свёрстанный стог сена   в ненастную, ветренную погоду. А новым властям не до бабок в глухой деревушке – им наследство большой и сильной когда-то державы успеть бы поделить, урвать куски пожирней, да посочней. А  от старух  плещеевских какие куски?  С них давно уже  три шкуры содрали, того гляди и косточки обгложут, не погнушаются».

        Честно сказать, сия мораль выдернула меня из атмосферы богом забытой деревеньки и перенесла на страницы СМИ.
        Ну и финал выписан как бы второпях.
        Тем не менее, рассказ состоялся, с чем автора и поздравляю.