Сергей Сергеевич Смирнов 2. О р-зе Аманды Глумской

Открытый Текст
О рассказе Аманды Глумской
http://www.proza.ru/2009/12/24/861.

О прекрасном рассказе Аманды в сессии высказались, преимущественно. женщины. Может быть, кому-то будет интересна и мужская точка зрения. Я, правда, человек несколько иного рода, чем главный герой, но все же…
   Собственно, о литературных достоинствах рассказа уже много говорено, я полностью согласен и добавить почти нечего. Написано великолепно, как бы играючи, легко, безукоризненным, не перегруженным языком. С очень точными интонациями и блестяще расставленными акцентами. Писать так – очень непросто. На мой взгляд, это – рассказ-анекдот, в самом лучшем смысле этого слова, да не обидится на меня Аманда. В конце концов, ”Козленок в молоке”, стихи, скажем, Игоря Иртеньева, проза Жванецкого, ”Фигаро” (для тех времен) – тоже, во многом, анекдоты.
   Но, я о другом. О главном герое и о героине рассказа. Мне совершенно понятна женская точка зрения на вопрос, выраженная в чудесной заметке Мнемозины, в замечании Татьяны Алейниковой, ну, и в рецензиях на странице автора. Позволю себе взглянуть на совершенно убогую, с точки зрения женщин, фигуру художника - скитальца немного под другим углом.
   А что, собственно, в нем плохого? Нет, не так. Что, собственно, в нем неправильного? Да ничего! Таких мужчин в России – большинство. Так смело говорю об этом потому, что знаю, прямо-таки, из первых рук. Одна моя давняя и сильно незамужняя подружка средних лет занялась устройством личной жизни через сайты знакомств. Она рассказала мне много интересных и, главное, очень жизненных историй о том, чего хотят нынче холостые мужчины в возрасте полного гендерного соответствия (терминология подружки) . И я понял. Они хотят женщину. Нормально, вроде, да? Но! Женщину они хотят непременно с  квартирой (это главное), машиной и прочими причиндалами. Один спросил на первом свидании, есть ли у моей подружки спонсор, не поверите! Другой вообще заявил ей – “давай сначала поженимся, а вот потом я начну работать как ишак, и у нас будет все. Ты не поверишь, как мы будем счастливы. Но, сначала поженимся”. Когда она поведала мне об этом, я несколько обалдел, впору было самому жениться на несчастной. Не сделал этого только потому, что она своим женским умом не понимала, какая она из-за этой, услышанной ( тоже на первом свидании) фразы, несчастная. А поскольку не понимала, значит, была счастливая. Да, так я о том, что Павлов – явление весьма типичное, а значит, правильное, все остальное – мечты и томление женского неугомонного духа.
   Таким образом, поняв, что ничего неправильного в Павлове нет, “нечто иное” в большинстве своем - исключения, пойдем дальше. Ну, хочет мужик в Аргентину. Натура художественная, богемная, не голубой, обратно. И что тут, скажите, такого? Да хоть в Антарктиду! Яйца пингвинов из-под снега выкапывать и яичницу жарить на примусе. Экзотично! Зачем же Снежана упорно проецирует на него свои жизненные ценности? Кухня, две комнаты, цены на рынке здоровущие(с), погода, – как в гробу, – сверху серо, внизу серо (с), деньги – в кастрюле, а не в кошельке, пирамиды финансовые манят, сопливые дети, участковый педиатр – м…к, пиво в пластиковой бутылке и пенсия с гулькин хрен ( а у российского Гульки хрен…ну, знаете). Это ли идеал? Мне возразят, Павлов, мол, сам этого захотел. Соглашусь. Но мальчег захотел этого гораздо позже, через много лет, и только потому, что не поимел этого в молодости. Только потому! Подчеркиваю! А что с женой аргентинской расстался, – так представьте себе: ЗАПОЙНЫЙ РУССКИЙ ТЕСТЬ В АРГЕНТИНЕ. Вдумайтесь в эту фразу! Сколько в этом иррационального и трансцендентного! Амбивалентного даже. Я Павлова понимаю.
   А не понимаю я другого, – почему такой женский взгляд изливается с такого высокА. Почему он Павликов? Сделай он Снежане предложение и вложи голову в затупленную до зазубрин семейную гильотину в нашей заср…(пардон!) стране, - был бы он по имени и по отчеству и, вообще, ”товарищ Бендер”. Копировала бы его картинки Снежка, как милая, и продавала бы, надев кожаные штаны от мороза российского спасаться. Времена не выбирают. А тут в Аргентину захотел, понимаешь! Моря, звезд и имени Серджио (поправлю, кстати, Аманду – правильно Серхио). Свободы, наконец. Возомнил о себе, художник, извините за выражение. Но мне снова возразят. Деньги…
   Да, деньги… ”Вы забыли, дорогой друг, о деньгах” (Н.Носов, “Незнайка на луне”). Конечно же, деньги. Женщины любят, как известно ушами, но, по большей части тогда, когда в мочки вставлены бриллиантовые серьги. Показаться в компании с сексапильным художником, покрасоваться, вот он, мол, у меня какой есть, юбку задрать в прихожей – это можно. А вот поддержать мятежную душу (я серьезно, пуркуа бы и не па?) тысячей долларов – это нет. Павлов, видите ли, альфонс, хотя и лучшее воспоминание молодости. Неужели вот это ”совсем невозможно без них” Мнемозины не стоит тысячи долларов? Воистину, не поймешь, что, где и сколько стоит. И перепуталось духовное, долларовое и плотское.
   Кроме того, Павлов не ленив, работает, не жалуется. Другой вопрос, - у него ни хрена не получается. Чего бы не помочь-то ему, а? Лучшему воспоминанию молодости. Но, нет. Не дождетесь! Снежана тверда как скала. Соблюла себя, не смогла поступиться принципами. Но счастлива ли?  Может, все было бы и лучше, поддайся она на авантюру. Интереснее, уж точно было бы. И на смертном одре вспомнилось бы хоть что-то, кроме кастрюль.
   Нет, не подумайте, я не о кастрюлях. Я о полете. О страстях, пусть немного и за чужой счет, но должен же человек помогать человеку. Даже тогда, когда прихоть становится страстью. Пусть идиотской. Пусть пораженный страстью человек сам идиот. Пусть все идиоты. Что ж, пропадать им теперь? Мечта, знаете ли, штука могучая.   
   И, под конец, о любви. С ней этакий пердимонокль в рассказе выходит. Из писем кажется мне, что Снежану Павлов любил. И, не факт, кстати, что хотел обмануть. Есть такое странное и, в общем, совершенно нелепое выражение: ”по-своему любил”. Но, хоть так. А вот она – никак. Павликов (sic!) был для нее средством изживания собственных комплексов. Она его юзала успешно. As all decent ladies do. Впрочем, на этом своем пассаже о любви не настаиваю.   
   ОН улетел. ОН не вернется, даже если она вышлет ему деньги из всех кастрюль. Потому что ОНА ЕМУ не пара. Это грустно, и чушь полная, что противоположности притягиваются. Они притягиваются в каком-то другом мире, которого, наверное, и не существует.
   Что-то я развоевался. Чувствую, съедят. Поэтому скажу. Думается мне, что свободный человек в свободной стране должен жить так, как хочет. А не так, как надо. Это мое убеждение, если серьезно. Не обязательно творить добро, не каждый способен на это, а некоторые, по мне, так лучше бы и не пробовали. Главное – не делать зла. На это есть заповеди. Всем читать!

С благодарностью Аманде за чУдные мгновения –

с восхищением – Сергей Смирнов.