Сгущенка

Антон Путятин
Случилась эта история во время моей службы в Заполярье.

Моя часть стояла в поселке Алакуртти.  Туда с Родины (большой земли) вело две дороги. Железнодорожная и зимняя автомобильная. Летней дороги не было, потому что летом, по ней можно было из пограничной зоны и не выехать – вечная распутица, причем даже в засушливые дни.
Поезд приходил, кажется один или два раза в неделю. К его прибытию собирался почти весь военный городок... не потому, что все кого-то встречали... а потому что это СОБЫТИЕ...
Служил я там командиром взвода. Почти постоянно находился с солдатиками. Честно говоря первый выходной, когда я был дома больше больше суток случился аж через пол года после начала службы... а так караулы через два на третий, наряды, занятия, учения и т.п. Но не стоит о грустном, служба она всегда не сахар.
Позволю себе небольшое отступление... косвенно это связано с темой рассказа. Я был женат... жена то приезжала, то уезжала...  иногда приезжала с сыном... маленьким, наглым, уверенным в себе мальчуганом... к счастью, уезжала тоже с ним...
Первое время мы покупали для своего чада местное парное молоко. Покупали, пока не стали свидетелями пасущихся на помойке дойных коров. Оказалось, что помойка – это основное место обитания этих не желающих мириться с голодом гордых животных. Коровы походили на гималайских Яков. В Алакуртти зимой очень холодно и много снега. Думаю, гладкошерстные животины банально не выживали. Уверен сейчас их можно было бы пристраивать в американские зоопарки за большие деньги... очень большие... но тогда об этих важных вещах никто не думал. Думали о разной хрени, типа защиты Родины и т .п.... такие вот были безумные времена...
Но вернемся к нашим баранам коровам. Жена была в шоке, когда увидела, как такая якообразная, заросшая шерстью буренка, легко оттолкнувшись от бренной земли... мощным ударом передних копыт играючи перевернула мусорный бак, а затем терпеливо ждала, пока бак в панике покидали кошки, крысы и прочие конкуренты. Убедившись, в отсутствии живности, и, для верности, постучав по баку копытом, корова принялась неторопливо доедать оставшиеся закорма Родины. Она не брезговала ни целлофановыми пакетами, ни тряпьем, ни картофельными шкурками... ловко откидывала металлические банки и деревянные ящики рогами, а языком профессионально разгребала мусор, терпеливо разыскивала главное лакомство - хлеб и сгнившую или скисшую капусту или картошку. Кстати! За свежие картофельные очистки коровы вообще могли убить... ))))) однако что-то меня животный мир увел в сторону от главного - от сгущенки.

После отказа от "парного молока", моя малогабаритная квартира обчажного типа стала незаметно, но основательно заполняться молоком сгущенным. Этот дефицитный в те времена товар входил в офицерский паек вместе с другими остро дефицитными продуктами. Но если тушенка почему-то съедалась быстро, то сгущенка... не очень... и в один прекрасный день... как говорится... осталась только она...

Блюд из сгущенки я знал АЖ три...

1. Сырая банка с двумя дырочками.
2. Вареная банка с вареной сгущенкой.
3. Хлеб или печение со сгущенкой (сырой или вареной).

После недолгих раздумий было решено банку сварить. Кто не знает рецепт...  водичка в кастрюлю, банка внутрь, маленький огонь... ждать часа 2,4 - 3...
Все бы получилось, как всегда... отлично, но увы... я как-то прикемарил... сладко... и очнулся часов через четыре-пять...
К счастью, проснулся не от взрыва и сразу вспомнив про сгущенку, полетел на кухню.... полетел так быстро, что Карлсон бы нервно курил поперхнувшись варением. Ничего неожиданного я там не увидел. Кастрюлька моя стояла черной с красным дном и едко чадила. Я на цыпочках подошел... осторожно выключил плиту... и решил было уйти с кухни... это было благоразумным, но... любопытство и прирожденный русский идиотизм не позволил. Пассивное ожидание неизбежного было невыносимым. Тем более, что блин электрической плиты остывает медленно.

В результате я для чего-то сделал потише телевизор и... бережно ступая, пошел посмотреть на... непосредственно САМУ банку. В конце концов, не каждый же день ТАКОЕ появляется на кухне ))) опять же теплилась надежда, что банка бракованная, разошлась по швам или протекла...

Я осторожно приподнял крышку и увидел ЕЁ... это было поразительно... я просто кожей ощутил ЕЁ сжатую энергию... это был почти идеальный черный шар, тихо дымящийся на красном раскаленном дне кастрюли... безумно красиво... чудовищно страшно... очевидно именно так выглядит сгусток черной дыры перед вселенской катастрофой... было ощущение, что бывшая банка перешла в иное измерение - сменила свою форму и содержание... она тихо шипела и как-то зловеще гудела изнутри, излучая невидимые, но мощные волны неизбежности вселенского коллапса...
ЭТО была частичка чего-то безжалостного, сладкого и смертельно опасного, намеренно упакованного Родиной в армейскую стальную обертку, сделанную в СССР и только поэтому сдерживающую эту силищу... прекрасную и ужасную... слепую и беспощадную... урчащую, готовую к ждействию и ждущую команды свыше... от самого ЕГО! БОГА ВСЕХ СГУЩЕНОК И таких как я ИДИОТОВ (по-совместительству).
Уверен, не нужен никакой коллайдер для выделения частички Бога... нужна плита и сгущенка... просто этот метод не такой дорогой для бюджета и поэтому игнорируется учеными...

Я смотрел на ЭТО несколько секунд... И ВДРУГ... в какой-то миг я все понял... вернее, МЫ с ней поняли друг-друга... я медленно попятился и с крышкой в руках вышел с кухни. Как только я бережно закрыл за собой дверь раздался В З Р Ы В !!!... стеклянная вставка в двери из прозрачной вмиг стала черно-коричневой... даже через дверь в лицо ударило жаром и горячим запахом сладкого раскаленного животного жира...
Это было нечто... кастрюля улетела в раковину... плафон разбился... ХАОС! коллапс в отдельно взятой квартире... но в то же время вот они технологии будущего... вот он наш ответ (Чембирлену) Чубайсу... такая маленькая баночка... и так равномерно загадить черным клейким веществом ВСЮ кухню! Около 10 м2... какие экономии краски для нашей вечно выздоравливающей промышленности... (метод окраска взрывом... хватай и патентуй) какие перспективы роста... ведь в доли секунды было загажено ВСЁ... потолок, стены, пол... когда я перестал кричать душой от осознания увиденного и попытался все отмыть.... мне казалось, что даже внутри шкафы пострадали...

Не буду описывать, как я делал ремонт. Это было нечто. На кухне пришлось самому делать всю мебель. Купить мебель в Алакуртти было невозможно, ее заказывали в Кандалакше (районный центр) и везли по пол года. Начавшись на кухне, ремонт плавно переместился на всю квартиру... тихий ужас... а кухня все не отпускала. Пятна на потолке проступили уже через неделю окончания ремонта. Столько раз я не покрывал краской ни один потолок.. До сих пор ни одна бесполезная затея не потребовала от меня стольких усилий. Я шпаклевал и красил, а равномерное жирное пятно по всему потолку проступало...

Тогда мне было совсем не смешно и даже не весело, но должен признаться. Какой-то след во мне эта вареная жареная сгущенка оставила. Мы с ней знали... ВСЕ ЭТО было не зря... можно сказать мы с ней стали немного родными... потому что... ОНА РАСКРЫЛА МНЕ СВОЮ ДУШУ... и не исключено, что ЭТОТ ВЗРЫВ ДАЛ РОЖДЕНИЕ КАКОЙ-ТО НОВОЙ ВСЕЛЕННОЙ... потому что все в этом мире происходит так, как и должно было произойти... вы уж поверьте... мне и жареной банке сгущенки...