Дедушка

Саша Тумп
          – Вы сами думайте! – мой дед смотрел на моего отца.
          –  Папа. Надо решать… Надо поставить хоть какой-то памятник Толе, – отец смотрел на деда.
          – Вон пусть решают. Нам с Соней…  Знаешь, что так – что так, – дед махнул головой  в мою сторону.
          Мы трое сидели и молчали.
          – Георгий. Не дело ты задумал, – дед оперся на палку.
          – Как  скажешь! – отец ушел к бабушке.
          – А ты?.. А?.. – дед посмотрел на меня.
          Я пожал плечами.
          Зашли бабушка с папой. Сидим.
          – Не надо бы, Георгий, ворошить. Мы уж привыкли.  Мне ведь каждый месяц о Толе напоминают…  в пенсию. Искали ведь мы его могилку. Нет её. Война раскатала землю.
          Я им говорила не надо эти шесть рублей, не бередите...  Говорят – «положено», –  бабушка смотрела на папу.
          – Ну, смотрите! – папа глянул на меня. – Не ставить, так не ставить. Если что… Есть кому.
          Все повернулись в мою сторону.
          – Да, ладно, ты, Георгий, чё людей баламутишь… – бабушка посмотрела на меня.
          – Ну, мы пойдем?
          Отец встал.
          – Пойдем? – я смотрел на бабушку с дедушкой.
          – Давайте. Ты, Георгий, как-то не так…. Это ведь… – провожала нас бабушка.
          ...Я лежал в могиле для дедушки. Песок был сухой. Я копал и копал. Потом лежал и думал: «И кто сказал, что из колодца – звезды видно?..»
          Потом подошел Коля.  Сказал: – Хватит!
          Я посмотрел на него. Коля – как Коля!
          – Иди сюда!– я сложил руки на груди.
          – Ну, давай!– Коля спрыгнул в могилу ко мне.
          – Ты думаешь, глубже надо? – спросил я.
          – А я откуда знаю, как надо…  Давай наверх. Посмотри  – не выберемся! – Коля тоже посмотрел на небо.
          – Лопаты с нами. Выберемся… – я, вообще, не сразу понял – как тут Коля. Был наверху и вдруг – рядом.
          – Что за кроты тут роют, – голос был сверху. – Кто на поле нашем – ямки роет?..
          Сверху смотрело человек пять.
          – Ты?..  Кто?.. – Славка встал на колени.
          – Дедушка! – сказал я.
          – Ох, ты Господи… Петрович!.. Не надо бы так!.. Самому-то… Вылезай, мы за тобой подчистим.  Что ж ты так–то?  Сказал бы!.. Не дело – самому… Руки–то бы смыл…
          Славка когда–то учился на класса два ниже. И жил когда-то рядом с нами.
          – Давайте, мужики, отсель... Не дело… – мужики положили сверху лопаты, глядя на нас с Колей.
          Мы вылезли из могилы.
          – Выпей! – Славка сел рядом и протянул бутылку "красного". – Ты знаешь… Никто не знает, где лучше…         
          Мы выпили: я, Коля, Славка, мужики.
          – Зря в могилу полез, – Славка смотрел на меня в упор.
          – Хочешь сказать – что хуже будет? – я смотрел на Славку.
          – Хуже-то вряд ли… Сегодня?.. Да! Но ведь есть еще и завтра!..
          – Брось, Слава!
          – Да, я так. У меня... работа у меня такая… Шел бы ты домой. От кого запрятался. Дядя Гога там, тетя Соня… Чё сбежал… Иди. Побудьте вместе. Все сделаем... Когда?
          – Завтра в двенадцать.
          – Мы придем... Не осердишся?
          – Приходите!.. За что и на кого сердиться? Теперь.
          ...– А это… Эсесера-то и нет уже.  Вчера по телеку сказали.  Распустили. Иди кто хочешь, куда хочешь… Дураки...
          ...Хорошо, что Петрович не узнает. Иди. Придем. Поможем. У нас теперь много работы будет, – Славка похлопал по коленке рукавицами.
          Я посмотрел на него, на Колю и мы пошли...