Предание о кукушке

Сказки
Предание о кукушке ( из Новгородских Губернских Ведомостей за 1874г.)*

   Это было давным-давно.
   Однажды мужичок, в ожидании на будущий год богатого урожая, выехал на свою пашенку и стал сеять рожь. Узнали грачи и галки с воронами, известными в народе под именем жен старых, что будет им тут немалая пожива, налетели со всех сторон тучи тучами. Кинет мужичок ржи горсточку, глядь, клюют его добро безданно, безпошлинно, как будто он обязался кормить их своим добром по условию, клюют, и его крика, маханья палкой не боятся. Кое-где слетит пуганая ворона, которая по пословице и куста боится, но за то смелые глазком не смигнут. Одолела мужичка тоска, что труды и добро его пропадают; думает он уж и бросить свою неудачную работу и выждать, когда налетевшие грачи и галки с простоватыми воронами уберутся по лесам и гумнам. Случись толко лететь тут серой кукушке; сжалилась она над бедным пахарем и гворит ему:
-   Не плачь, мужичок, не кручинься! Полечу я с жалобой к царю птиц – орлу орловичу; дорого поплатится тебе грачье племя за убыток, служить будет на посылках, из-за моря нанесет белояровой пшеницы и винограду.
   Много видела кукушка на полете своем городов, сел, деревень, а равно нив, озер, рек и болот непроходимых. Предстает она пред зорки очи орлиные и с грустью поведАет о зле, которое причиняют грачи с своим отродьем крестьянам. Разгневался царь птиц, послушав кукушкины речи, посылает малую птицу – синицу, чтоб она полетела по ворону вороницу – карпову дочерницу для суда и расправы.  Прилетает вызванная птица в испуге на грозную речь орла, с притворным смирением отвечает:
-   Царь над птицами, орел орлович! Жалоба кукушки – ябеда и неправда; напротив мы крестьянам помогаем. Бросит пахарь в землю горстью семена ржицы; где бы можно было зернышку пустить корешок свой, найти пищу и потешиться вдоволь, тут черви явятся тучей и хотят в самом зернышке истребить мужичкову будущую жнитву, червей же этих мы поедаем. Дивится на другой год мужичок, не надивится, и в сердце своем благославляет Бога, что на его ниве уродилось много хлеба, что колосья от полноты зерен склоняют головки, и смотрит – вместо двух-трех мер, брошенных в землю, вымолачивает чуть не пятнадцать. Мы же крестьянам помогаем,  и на нас же бедных клевещут.  Напротив, вся беда и скудность в крестьянском быту от кукушки. Пойдет мужичок в лес по своим потребам, а на ели сидит кукушка и прокричит: «Ку-ку!» Остановится при работе и сам про себя размышляет: «Для чего мне работать и трудиться? Год только остается, один год всей моей жизни на белом свете: пойду, лягу на печь и полежу вдоволь, хоть над остатком своей жизни». А другой еще пустится в пьянство и другие грешные забавы, пропадай тогда соха и борона и всякое хозяйство. Но ошибается мужичок, поверив кукушкину «куку»: год пройдет, он пить здоров, есть здоров, признаков болезни не видно, и только ленив стал на работу; хлеба у него ни крохи, ребятишки чуть не нагие бродят. Обеднеет тут совсем пахарь и нехотя с ребятишками суму наденет, пойдет искать хлеба по подоконью, всему же виной «куку».
-   Права ты, ворона вороница,  - рассудил царь птиц – орел орлович: « Вся вина должна пасть на кукушку; пусть же она век проводит в тоске и скуке, лишена будет наслаждения питать птенцов своих».
    И с тех пор кукушка, высидев птенцов, их покидает, и её «куку» в понятиях  простонародья, склонного к суевериям и предрассудкам, считается до сих пор зловещим счетом лет их жизни.


http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=2719&page=14

рис.