Аалто - финский архитектор

Юрий Прокуратов
Аалто, Алвар (1898 - 1976, Хельсинки) — финский архитектор, «отец модернизма» в Северной Европе. Получил диплом архитектора в 1921. Переехав в 1933 в Хельсинки, организовал свою собственную фирму «Артек» (1935). В 1940 г. был приглашён в Соединённые Штаты в качестве профессора в знаменитом Массачусетском Технологическом институте, где он пробыл в течение 8 лет.
* * *

Архитектура должна иметь шарм. Это фактор красоты общества. Но подлинная красота – это не концепция формы.., это результат гармонии между множеством существенных факторов.

Проблема заключается вовсе не в том, чтобы найти формы, соответствующие современной жизни, а в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях.

У архитектора могут появиться новые мысли, когда он неожиданно обнаружит на камнях растительность с желтыми цветами; и какими бы смешными ни казались такие мелочи…

Когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы преодолеем опасности пути между Сциллой и Харибдой, примирим индивидуализм и коллективизм.

Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешевый камень в камень из чистого золота.

Самым лучшим комитетом по стандартизации является сама природа. Но природа производит свою стандартизацию только на самых малых единицах измерения всего живого — на клетках. В результате работы природы появилось несметное количество живых, изменяемых форм, разнообразие которых не поддается описанию. Архитектура должна подражать неизмеримому богатству постоянно изменяющихся форм мира живой материи.

Форма — это мистерия, которая не поддается описанию, но приносит людям удовольствие.

Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.

Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом, являются символами естественных элементов. Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен.

Вы можете и должны воспарять, но при этом все-таки хотя бы одной ногой или большим ее пальцем стоять на земле.

Ножка стула — это маленькая сестра архитектурной колонны.

Ле Корбюзье я воспринимал как-то смутно, как некое общее понятие, характерное для атмосферы тех лет. Ведь он стал известен благодаря книгам, а о своем отношении к книгам я однажды высказался в беседе с одним генералом: тот сказал, что предпочитает книгам о войне книги об искусстве и архитектуре, я же признался, что с большим интересом читаю о войне, но никогда об архитектуре.

Как-то раз к нам в покрытую снегом Финляндию прибыл индийский архитектор с блокнотом, где у него были записаны самые важные, на его взгляд, вопросы, касающиеся архитектуры. Едва поздоровавшись и присев, он тут же спросил: «Какой модуль использует ваша мастерская?» В ответ с лукавой усмешкой прозвучало: «Один миллиметр или еще меньше».

Архитектор должен знать все – от градостроительства до мельчайших деталей. Он координирует деятельность во всех областях, потому что именно он должен найти и зримо воплотить формы создаваемого объекта культуры… Архитектор – это, собственно, единственный еще допустимый в наше время вид диктатора.

Окружающие человека предметы – это отнюдь не фетиши и аллегории, обладающие мистической вечной ценностью. Они скорее подобны клеткам и тканям вечно обновляющейся природы, постоянно меняющегося человеческого организма.

Хотя мы знаем, что едва ли в состоянии помочь несчастному человеку, все же общая задача архитекторов состоит в том, чтобы очеловечить нашу машинную эпоху… очеловечить механическую сущность строительных материалов.

Только универсальная квартира способна дать наилучшие качественные и эмоциональные показатели в отличие от тех квартир, где представление о величине неизменно приводит к психологическим издержкам и неорганичному целому. Настанет время, когда люди будут стремиться сменить квартиру площадью 250 кв. м на квартиру 70 кв. м.

Все утрированные формы превращают нас в посмешище… Поменьше кокетничания формами, естественность и жизненность – вот главное. Это примерно то же, что простая одежда и скромный образ жизни.
_______________
Примечание.
Основные принципы архитектурного модернизма:
 — использование  современных строительных материалов и конструкций,
 —  функциональный подход к решению внутренних пространств,
 — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
 — их «интернациональный» характер.

В СССР идеи модернизма закончили свое развитие в известных каждому «хрущобах».