Галопом по Европам, ч. 2. Эстония

Марина Бэлл
5 января. День второй. Таллин

Утро в Эстонии началось где-то в начале 9-го. Раньше просто солнце не хотело вставать. А может, не могло. И люди в миниатюрных домиках зашевелились и стали появляться на улице тоже примерно в это время. Везучие. Если бы не отпуск, я бы уже в 6:30 нервно поглядывала на будильник, уговаривая себя встать. А в Эстонии все мэээдленннно. Нннэтороплииво.

А еще было красиво. В каждом (!) окошке горели электрические свечи. Деревья в палисадниках утопали в снегу, и снега было много. Весь уютный и маленький Таллин с населением в 400.000 тысяч душ был удивительно хорош и сказочен в это утро, просто и по-домашнему, как на лубочной картинке.

И весь день, проведенный в этом городе, оказался точно таким же: удивительно теплым, несмотря на мороз, и душевно-радостным.

С великим удовольствием мы бродили по старому городу, разглядывая надписи, вывески, задирая вверх головы на шпили церквей. Угощались пряным горячим глинтвейном и лакомились теплым жареным миндалем с перцем и корицей. На рыночной площади отведали вкуснейшей жареной капустки и кровяной колбаски. А когда в желудке тепло и сыто, и ты под легким хмельком – мороз же, ребятушки! - как на ура совершаются покупки..

Вынужденно трезвая Олечка, отведав безалкогольного глинтвейна, купила национальную шапку-шарфик с орнаментом и в который раз колесила между лавочек в поисках варежек в тон. Наш друг Валик обходил рынок, и глаза его, равнодушно скользящие по предметам текстиля, вдруг узрели лавку кузнеца, возле которой остановился и мой благоверный. А я, увязая в снегу, гуляла и томилась жаждой покупки – опять же национальной, но непременно зеленой, шапки. И варежек к ней – а как же без них, некомплект будет.

Итогом остановки у лавки кузнеца была очень удачная покупка. С точки зрения Валика, конечно. За каких-то «смешных» 24 евро им была приобретена эксклюзивная кованая открывалка для пива с деревянной и чем-то обработанной для долговечности ручкой.

Узнав, сколько она стоит, Оля позеленела от возмущения и сказала, что за эти деньги дома их семья из 4-х человек питалась бы минимум два дня. Хитро ухмыльнувшись, Валентин сакраментально ответил:
– Эх, что ты понимаешь, Леля? Да этой открывалкой еще наши правнуки будут пользоваться! – и гордо помахал странной покупкой у жены перед носом.

К началу четвертого мы все устали. Еще бы, с непривычки столько ходить, снег месить. Мы ж не монтажники-высотники, а более-менее офисные работники. И четыре часа пешим ходом, да еще в морозец, хоть и легкий, говорили об одном: надо присесть. И тут Валентин, наш любитель старины в железе, возьми, да и вспомни:
– Братцы, так ведь в 16:00 концерт органной музыки будет! Идем?

Не попавшие в прошлом году на концерт органной музыки в Соборе Ефросиньи Полоцкой, мы дружно кивнули:
– Да! – и в ожидании тепла и чуда провели еще десяток минут на площади, то и дело щелкая фотоаппаратами.

Заплатив за входные билеты и сдав одежду в гардероб, где какая-то гражданка, успевшая зайти в зал церкви и выйти оттуда, забирала свое пальто со словами: «Прохладно тут у Вас!», мы тоже вошли в зал.

Было на удивление многолюдно. Мне и Валику достались два места на скамейке, и мы по принципу «В тесноте, да не в обиде», приземлили свои замерзшие тела на твердую отполированную поверхность. Я подумала: «Ба! Сколько же тут народу... Неужто они все любители органа? Очуметь, да и только», – и тут же отругала себя за крамольные мысли.

Ну да, все любители, а может, и тонкие ценители, не то, что мы, залетные белорусские птицы.

Первые минут десять я боролась с реакцией моего тела на тепло. Меня неодолимо клонило в сон, но я изо всех сил бодрилась. Оля, оглянувшись на нас с Валиком и находясь в каком-то благоговейном состоянии перед звучащей с высоты купола музыкой, спросила шепотом:

– Нравится?
Ответом мужа был кивок головы, я же осилила выразить восхищение лишь движением глаз.
Разминая затекающие плечи, я огляделась вокруг и поняла, что отнюдь не одинока, ибо многие «почитатели» смежили свои усталые веки. Спина моего мужа была пряма и тверда, и я тихо восхитилась его мужеством, ибо к ценителям классики его отнести трудно.

Испытание оргАном закончилось через полчаса. Одухотворенные, мы покинули церковь и вышли на просторы узких улочек завечеревшего Таллина.

Мужчины хотели пива. Дамы хотели кушать. Все разрекламированные гидом рестораны были битком набиты туристами. Куда податься?

Но у меня же есть находчивый муж! Оглянувшись в поисках места, где нас покормят, он решительно показал на некую невзрачную дверь в подвал и сказал:

– Будем ужинать здесь!

И оказался прав. Горячая мясная похлебка, свиные ребрышки с пивом, нежнейший лосось и утка с ананасом (мням...), уютная беседа и официант-полиглот, пытающийся научить меня говорить спасибо по-эстонски – что может быть лучше в качестве завершающего аккорда такого прекрасного дня? Ну, и конечно, кофе с ликером Vanna Tallin -  а как же без него?

А теперь – спать. Завтра нас ждет страна Финляндия.