Тревога и тревожный тип личности ученика

Алексей Гадаев
Проблема тревоги, тревожности занимает особое место в психологических исследованиях в средней школе. Интерес к обучению и избегание наказания со стороны как учителя так и родителей контролирующих процесс обучения школьника.
Б.Филлипсом продемонстрирована связь школьной тревожности детей и переживания ими несоответствия : "Престижным устремлениям родителей. Именно это делает их особенно чувствительными к двум основным источникам стресса, содержащимся в самой системе школьного обучения:
1. особенности социального взаимодействия;
2. Ориентация на соперничество и соревнование (1972, 1984)" ( А.М. Прихожан. Психология тревожности, М.: "Питер" 2007,с.29).
Фрейд описывал ранние источники тревоги в следующей хронологической последовательности:
а) отсутствие матери;
б)наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь;
в)страх за сексуальное влечение к родителю противоположного пола, в сочетании с ревностью и соперничеством именно когда ребенок подавляет свои чувства и отождествляется с ним.
г) неодобрение со стороны совести, морали,  и норм поведения.
В этих случаях ребенок может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих инстинктивных желаний и начать тревожиться  и противостоит желанию, вызвавшему у него тревогу.
Мелани Клейн приходит к выводу, что источник тревоги заключен в страхе смерти. Клейн различила два типа тревоги:
преследующую (persecutory), порождаемую страхом уничтожения Я;
и депрессивную, связанную со страхом ребенка причинить вред внешним и внутренним объектам любви из-за своих деструктивных импульсов.
Ролло Мэй характеризовал тревогу как опасение, вызываемое угрозой ценностям, которые ребенок считает необходимым для своего существования.
Г.С. Салливан понимал тревогу как крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в межличностных отношениях. Он описывает, ка, в силу сопереживания между малышом и матерью, тревога и напряжение матери вызывают тревогу у младенца.
Сэмюел Куташ считает, что состояние потери равновесия, возникает. когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие и состояние равновесия либо псевдоравновесия (malequilibrium), возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового баланса (псевдоравновесие). Тревога может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует индивидууму о необходимости изменений, и не адаптивной, если уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям [Психологическая энциклопедия, Р. Корсини и А. Ауэрбаха,М.:Питер, 2003, с.928].