Ленинградская капелла. Дирижёр Михайлов А. В

Павлова Вера Калиновна
      Ленинградская капелла. Дирижёр А.В.Михайлов


       Авенир Васильевич Михайлов (р.1914 – 1983) - выдающийся современный музыкант, хоровой дирижёр, профессор, Заслуженный деятель искусств РСФСР, заведовал кафедрой хорового дирижирования консерватории в г. Ленинграде.

       Как личность профессионально масштабная, в разное время Авенир Васильевич руководил такими коллективами, как: ансамбль пограничных войск ЛВО, хор Ленинградского радио, оркестр русских народных инструментов им. Андреева.

       С 1950 по 1962 годы он работал главным хормейстером в театре оперы и балета им. Кирова, составил сборник  «Старинная хоровая музыка», воспитал много учеников, среди которых наиболее талантливые Штейнлухт А.М., Хитрова Т.И. и другие.

       Интересно, что данные об этом выдающемся музыканте были найдены только в хоровом словаре и то – в кратком изложении: даты жизни, должности и звания. В интернете помещены лишь небольшие высказывания певца-хориста, певшего под его управлением. Привожу эти впечатления: «Это был уникальный музыкант. Так, как у него пел хор, я не слышал больше нигде и никогда!» И далее: «Хор студентов консерватории под его управлением, его звучание невозможно описать словами, оно затрагивало в душе самые тонкие струны!» «Потрясающим под его управлением было исполнение произведений Шуберта, «Весны» Рахманинова, всего Танеева!»

       Молодые, чуткие, восприимчивые, гибкие музыкальные души, жадные к знаниям умы, отзывчивые сердца студентов – это тот материал, из которого Авенир Васильевич вдохновенно «лепил» своих хоровых последователей и для которых создавал гениальные хоровые интерпретации. Хоровая школа Ленинградской консерватории и её ученики в период руководства кафедрой Михайловым А.В. славились на весь Советский Союз.

       С 1972 года А.В. Михайлов становится художественным руководителем и главным дирижёром Академической капеллы. К работе в капелле в качестве хормейстеров он привлекает своих наиболее одарённых студентов-аспирантов Хитрову Т.И. и Штейнлухт А.М.

       Внутренний контакт с новым человеком у Авенира Васильевича устанавливался либо сразу или мог не состояться вовсе. Обладая сильнейшей интуицией и страстной эмоциональностью, внешне он всегда оставался спокойным и сдержанным.

       Авенир Васильевич любил работать с грамотными людьми, имеющими исполнительский опыт или опыт общения с музыкой. Он радовался, когда в Капеллу приходили с хорошими голосами дирижёры-хоровики. Моё появление в капелле им было воспринято с большим удовлетворением. Во мне он видел равного себе коллегу по «цеху», чем вызывал глубокое уважение и доверие к себе.
 
       Он был доступным и отзывчивым. Моя просьба о посещении его уроков в консерватории и помощи в подготовке к экзаменам в аспирантуру им встречены  согласием и поддержкой, которые стимулировали дальнейшее моё стремление к совершенствованию.

       Авенир Васильевич не возражал и готов был помочь... Я взяла мою выпускную консерваторскую программу и стала готовиться. В капеллу я приходила очень рано, чтобы позаниматься до репетиции и по специальности, и по вокалу. После репетиции я, к трем-четырем часам дня, уезжала к Марии. (см. "Ленинградская капелла").
 
       Работа в Капелле отличается тем, что основной контингент её формируется из певцов со средним музыкальным образованием. Редки в этой среде вокалистов певцы по-настоящему грамотные, поскольку поступают в училище чаще без подготовки. 

       Имея голос от природы, они часто считают, что дальше, после окончания училища, им совершенствоваться незачем. Это типичная ошибка музыкантов этого профиля. Поэтому требования или замечания дирижёра ими воспринимаются иногда неадекватно.

       Вероятно, и по этой причине в Капелле в течение ряда лет сохранялась нестабильная деловая атмосфера. Руководители капеллы менялись через два-три года, в отделе культуры имелось большое количество писем от артистов Капеллы на всех  руководителей...

       Авенир Васильевич работал над слитностью звучания капеллы, убирал крикливый звук, требовал ансамблировать с общим звучанием хоровой партии большие, сильные голоса. Никто не должен выделяться.

       С этой целью в репертуар капеллы были включены романсы русских композиторов и народные песни в обработке Михайлова А.В. для голоса в сопровождении хора.
   
       В романсах в целях более отчётливого звучания солиста на фоне хора, часто  исполнявшего свой аккомпанемент тихо, в нюансе p*, или очень тихо pp**, применялся приём хорового пения с закрытым ртом.

      Волей-неволей, исполнение с закрытым ртом на "пиано" и "пианиссимо" в различной тесситуре* требовало высочайшей техники от певцов, особенно с большими голосами.

      Что касалось интерпретации, то звучание капеллы было исполнено просвещенной эмоции, темперамента. Но, «заперев» звук на закрытый, опасно было давать ему волю на форте f *** (громко) или фортиссимо: ff****(очень громко), т.к. резкая перемена характера звукоизвлечения чревата общей хоровой детонацией*****.

      Требовалась большая вокальная работа над тембровым ансамблем. Слишком громкого звука Авенир Васильевич не любил. Пастельные тона, мягкий округлый тембр, умеренное форте были более предпочтительными.

      Добиваясь исполнительской точности, Авенир Васильевич требовал от хора живого, тембрально окрашенного звука, в зависимости от эмоциональной интенсивности  смысла каждого слова в тексте. Трепетное, обогащённое естественным вибрато и тембром, звучание капеллы во время исполнения в концертах вызывало у слушателей и самые сокровенные, и самые сильные чувства и переживания.
 
      Однажды на репетиции он несколько раз просил  концертмейстера сыграть фортепианный пассаж в аккомпанементе романса «Весна» Рахманинова. После нескольких не совсем удачных попыток он потребовал:
 -  Играй, как дух! –  сопроводив свои слова стремительно-невесомым жестом над крышкой рояля. Пассаж получился в соответствии с художественным замыслом  композитора и исполнительским прочтением его дирижёром.
 
      В дирижерской манере у Михайлова А.В. преобладала сильная и страстная воля, дирижерская техника общепринятая, окрашенная яркой, заразительной эмоциональностью.
 
      Хормейстерскую работу выполняли студенты – аспиранты Михайлова А.В. Из всех хормейстеров выделялся Штейнлухт Аркадий Матвеевич, уже не один год работавший в Капелле. Он хорошо владел игрой на рояле, очень хорошо слышал капеллу, ориентирован был на мягкий негромкий хоровой тембр. Грамотно, интеллигентно и настойчиво он добивался выполнения хормейстерских задач в репетиционном процессе.

      Вскоре состоялись короткие гастроли в среднерусские города: Калинин, Вышний Волочок, Ржев, а также в Петрозаводск, где в филармонии состоялся концерт из произведений а capella.

      Филармония в Петрозаводске представляла собой стилизованный под старину деревянный сруб. В зале звук западал в пазах между бревнами и деревянными отделочными планками и «не хотел» возвращаться.

      Все деревянные неровности по разному отзывались на звуковые волны со сцены, поэтому звук «плыл», его интонацию трудно было «поймать» и соединить всё звучание в благозвучное гармоническое целое. Здание было красивым, но в нём не был учтен концертный акустический момент.

      В конце ноября в Капелле прошел слух о предстоящей смене руководства капеллы. Однажды на репетицию капеллы Авенир Васильевич не вышел. На работу в Капеллу приглашен Чернушенко Владислав Александрович, ранее работавший в Капелле хормейстером и дирижером.

      Не один раз он вынужден был уходить из капеллы, так как стиль работы в капелле не совпадал с его представлениями о работе с таким высокопрофессиональным коллективом, который в прошлом имел богатейшие хоровые традиции.

p *(пиано) тихо
pp**(пианиссимо). очень тихо
f *** (форте) громко
ff****(фортиссимо) очень громко
детонация*****снижение остроты точного интонирования, фальшь.
Тесситура* – звуковысотный участок по отношению к диапазону голоса.

               Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/01/23/319